Взросление и возраст
Лолита Волкова
Возраст — далеко не всегда показатель взрослости. Одни до самой старости остаются детьми, другие — уже подростками становятся взрослыми. Почему?
В литературе обычно очень точно показывают взросление Главного Героя, который начинает свой путь наивным и робким (или вздорным), а к финалу Истории приходит уже умудренный жизненным опытом, повзрослевшим и помудревшим. Да, конечно, только пройдя через испытания — пока человек ничего не делает, «лежит на печи», он остается зародышем человека. А вот, сталкиваясь с различными проблемами и приключениями, он постепенно растет и развивается.
Но для начала хотелось бы поговорить о естественных порогах, которые преодолевает каждый человек и персонаж. То есть о развитии мозга. Который, как мы понимаем, в разном возрасте у нас очень разный…
Мозг и возраст
Мозг — это такая забавная штука, которая развивается под воздействием разных факторов, главными из которых являются
- возраст
- и опыт.
Напомню. Условно весь наш мозг (тот, который прячется в голове) можно разделить на три зоны:
- рептильный мозг — тот самый, что исторически появился раньше всех и он же раньше всех пробуждается в едва родившемся человеке, а отвечает за действия, в первую очередь — за безопасность и жизнеобеспечение организма;
- лимбическая система — наш эмоциональный мозг, отвечает за чувства и регулирует разделение на «своих и чужих», «хороших и плохих», а также большинство чувственных реакций, особенно запахов («мерзкий запах», «восхитительно пахнет»), от него зависят чувства страха и радости, из-за него у нас поднимается или падает давление и от позитивных или негативных позитивных событий «начинает стучать сердце» — маленький ребенок очень быстро учится предпринимать действия, которые ведут к положительным и отрицательным последствиям (то есть начинает манипулировать другими людьми, подавая сигналы — «возьми на ручки», «покорми», «замени подгузник»…);
- неокортекс — «умный мозг», «серые клеточки», тот самый, которым мы «думаем», рассуждаем, анализируем, фантазируем, придумываем и пишем книжки, он исторически появился позже всех и медленнее всего развивается в человеке.
Немного подробнее обо всех трех зонах мозга можно почитать тут.
Писателю желательно знать и уметь описывать реакции всех трех «мозгов» — не называя их, а отслеживая соответствующие их работе реакции.
О рептильных реакциях я уже рассказывала в одном из постов о героях и персонажах ("Бей / Беги / Замри"). О лимбической системе («эмоциональном мозге») расскажу, если вам интересно, в другой раз.
А пока хочу рассказать о взрослении неокортекса — «серых клеточек».
Это очень важно, ведь ваши Герои и персонажи, как и любые другие люди, не родились теми, кем они являются в повествовании — у каждого за плечами своя судьба. Их ум развивался, интеллект накачивался (ну, почти так же, как накачиваются мышцы) — жизненные события давали опыт, прочитанные книги расширяли кругозор, учителя вели за собой, а гормоны отключали мозг…
Развитие неокортекса происходит по мере накопления связей между клетками коры головного мозга. И в среднем существенные изменения можно наблюдать каждые семь лет — постепенно накапливаясь, информация и ее взаимосвязи, раз в семь лет совершают «качественный скачок», переводя сознание в новое состояние.
И именно в разрезе 7-летних циклов я и расскажу о развитии мозга и человеческой личности.
Материала получается много. Так что публикую его в виде серии статей. Начну с младенчества, от 0 до 7 лет.
1 стадия. Первые 7 лет жизни: конкретное мышление
В это время происходит накопление информации. Объем информации, поглощенной в этот период в тысячи раз больше, чем в любом другом возрасте, ведь здесь ребенок знакомится с миром и усваивает его правила.
Именно поэтому в этом возрасте оптимально изучать, к примеру, разные языки, осваивать азы музыки, слушать много сказок и т.д.
Другие языки
В раннем детстве ребенок легко усваивает иностранный язык.
Раньше в богатых семьях обязательно были гувернеры — предпочтение отдавалось иностранцам. Для французов это могли быть немец или англичанин, для русских чаще всего французы.
Во многих семьях в Казахстане принято из города, где говорят в основном по-русски, отправлять детей в первые годы жизни к родственникам, например, в сельскую местность. А в 5-6 лет эти дети возвращаются в город, сразу же попадают в детский сад и уже через пару месяцев свободно говорят по-русски, не забыв родного языка.
Отличный способ обучать ребенка иностранному языку сейчас предоставляет телевидение, видео и интернет — включайте каждый день на 20-40 минут своим детям в возрасте 5-7 лет мультфильмы на нужных языках (хоть английском, хоть китайском) — и ребенок легко усвоит не только разговорную речь, но даже правильное произношение!
Мелкая моторика
Очень важно в этот период заниматься любой деятельностью, связанной с мелкой моторикой — собирать пирамидки, возиться с лего-конструкторами, лепить из пластилина, рисовать на бумаге и т.д., чем разнообразнее, тем лучше. Так мы помогаем мозгу усвоить (а не просто запомнить, н не научившись применить) больше информации, поскольку эти занятия очень хорошо развивают понимание, что мир не однороден, но имеет определенные информационные связки («красная деталька меньше желтой», «вот эту детальку можно подставить сюда, а сюда она не подходит», «солнышко желтое, а небо синее», «у человечка есть руки-ноги-туловище-голова»). То есть навыки не просто получать (замечать) информацию, но и обрабатывать, интерпретировать, приспосабливать для решения жизненных задач формируются именно в этом возрасте.
Физическая активность
Очень важна и разнообразная физическая активность — но только не занятия спортом!
Любой спорт развивает ограниченное число подвижных функций (даже близкие, казалось бы, гимнастика и фигурное катание или бег и плаванье по-разному формируют тело и мозг).
До 7 лет лучше заниматься всем понемногу, не развивая какие-то мышцы лучше других — этому отлично способствуют подвижные игры, главное, чтобы они были разными.
Путешествия
Не менее важны путешествия — смена внешней обстановки в детстве повышает продуктивность и эффективность мозга во взрослом возрасте. Причем важна тут именно смена впечатлений, причем тех, что способны усвоиться мозгом (а усвоиться в этом возрасте может далеко не все).
Поэтому поездка летом на дачу или в деревню (новое, но не слишком обильное и торопливое знание — на обработку новой информации есть время) хотя бы на 3-4 недели (а лучше на все 3 месяца) существенно улучшит работу мозга.
Деревенских детей можно свозить в город, но не гулять без конца по разным улицам и мероприятиям, а несколько раз сходить, например, в зоопарк или на детскую площадку, где ребенок быстро подружится с другими («городскими») детьми и сможет перенять у них какие-то навыки жизни и общения, отсутствующие дома,
То есть новые впечатления должны быть, но на их усвоение нужно дать время.
Но! Туры по другим странам или курортам (особенно краткосрочные, менее 3 недель на одном месте) противопоказаны — там слишком часто (для еще не сформированного мозга) сменяется и обстановка, и лица людей (информационная перегрузка «отключит» мозг и в будущем будут довольно серьезные проблемы с усвоением новой информации).
Образование
Катастрофично сказывается на развитии мозга и слишком ранее образование: «пошел в школу в 5 лет» — фактически диагноз и это уже почти не лечится. Ребенок-вундеркинд во взрослой жизни, скорее всего, станет неудачником: слишком раннее усвоение правила «я должен оправдывать ожидания» может сломать почти любого.
Да и на развитии мозга слишком раннее обучение (в том числе, приучение к дисциплине научения), сказывается очень плохо.
В скандинавских странах дети идут в школу так же, как мы ходили при Советской власти — с 7 лет. И американские исследователи, сравнивая своих детей со шведскими, например, изумляются, что, начав учиться читать, писать и считать лишь в 7 лет, те оказываются намного более приспособленными к жизни, больше читают и лучше развиваются, чем американские дети, которые начинают осваивать эту науку гораздо раньше — уже в 4-6 лет.
Неокортекс («серые клеточки») должен развиваться и работа эта происходит постепенно, не за день и не за два. Испортить естественное развитие мозга очень легко, а вот исправить потом будет уже почти невозможно: нужные связи в нем просто не смогут сформироваться без нормальной, долговременной подготовки.
Вывод. В возрасте до 7 лет у человека формируется способность получать и обрабатывать информацию, а также конкретное мышление.
Рекомендации писателю
Когда вы продумываете своего Героя, попробуйте представить себе — какие из этих занятий были в его детстве?
Если чего-то не было (изучения других языков или Герой сидел, уткнувшись в компьютерные игры вместо того, чтобы бегать во дворе или детском саду), значит его способности и жизненный опыт будут «кастрированными». То есть скажутся на формировании его дальнейшей судьбы.
Слишком зацикливаться на этом, конечно не стоит, но хотя бы мимолетно подумать о том, какое у вашего Главного Героя или важного персонажа было детство, все-таки нужно — тогда все его поступки в более взрослом возрасте станут гораздо более естественными!
Рекомендуем также почитать:
- Мозг подростка: зачатки логики
- Мозг тинейджера: тактическое мышление
- Типы и количество персонажей
- Word: работа со стилями текста
- Как выбирать имена персонажам
0 Комментариев