3 стадия. 14-21 год: тактическое мышление
Лолита Волкова
Это очень сложный период в жизни любого человека, поскольку именно в этот период происходит (вдобавок к гормональным всплескам) формирование и овладение тактическим мышлением.
Не зря во многих странах и традициях «взрослыми», «совершеннолетними» считались лишь люди, достигшие 21 года. То есть возраста, начиная с которого они в состоянии сами отвечать не только за себя, но и за последствия своих поступков. Наиболее ярко это проявлялось в наследственном праве — в большинстве западных стран не достигший 21 года подросток не мог вступить в права наследования, поскольку не имел достаточно подготовленного для принятия существенных решений мозга.
У нас все гораздо проще — в 14 лет человек получает паспорт, в 16 считается вполне дееспособным. Но мозг, увы, еще недостаточно развит для разумных решений. В итоге, к примеру, одному 18-летнему парню по завещанию отошла бабушкина квартира. Оформив все бумаги и вступив в права наследования, он на следующий же день обменял ее… на мотоцикл — законно, нотариально все оформив. Управляться с ним он особо еще не научился, а потому два дня спустя погиб в дорожной аварии. Это реальный случай из жизни. И мне сложно понять, каким органом своего организма думал тот нотариус, которому уже было существенно больше 21 года…
Усреднено людей в этом возрасте часто называют подростками или тинейджерами (от английских числительных, заканчивающихся на ten — 10, то есть 13-19 лет). Это еще не «человек разумный», но страстно желающий и ощущающий себя взрослым. «Секс мне по силам, значит я уже мужчина/женщина». То есть, плохо подготовленные на 2 этапе к абстрактному мышлению, и плохо образованные люди находят аналогии там, где их нет. «Сексом занимаются взрослые» в неокрепшем мозгу приравнивается к «я занимаюсь сексом, значит я взрослый». Увы, это не так.
Самое важное значение в этом возрасте имеет Учитель, Наставник. Подросток, который мнит себя уже взрослым, отчаянно ищет подтверждений своей взрослости. Везде, во всем. Курить? Трахаться? Выпивать? Колоться? Все что угодно, лишь бы в глазах таких же умственно ущербных подростков выглядеть «бывалым».
Одновременно идет отказ от всех «надзирателей», которые «все еще считают меня ребенком» — на смену родителям и школьным учителям приходят кумиры, на роль которых лучше всего подходят те, кто не «парит мозги», ничего не запрещает и бравирует своим непослушанием. Например, кино- или эстрадные «звездочки» (настоящие «звезды» экрана или подмостков подходят редко, ибо слишком «правильные»), бандиты из соседнего двора или проститутки. Те, кто «вне скучной морали».
И хуже всех на роль наставника подходят «старики» — те, кому за 35 (включая родителей), но об этом — ниже (исключение могут составить только совсем уж крутые люди, которым удалось увлечь потрясающей идеей или невероятным успехом — при условии, что в поведении этого человека нет ни грамма высокомерия, то есть в душе он должен оставаться «большим и мудрым ребенком»).
Круче всех приходится гриффиндорцам и слизеринцам (красным и зеленым) — их бунтарский характер и предрасположенность «нарушать все правила» в этом возрасте приводят к тому, что они протестуют «против всех», легко втягиваются в любую секту, будь то революционные лозунги, футбольный фанатизм или противостояния «двор на двор».
Оптимальное занятие для подростка (помимо школы, армии и вуза) в этот период — спортивные секции (желательно не связанные с единоборствами), в идеале — командные виды спорта и разнообразные кружки, в том числе с научным уклоном (астрономия, зоология и т.д.). Причем примерно до 16 лет в кружке можно быть учеником, а после — выступать помощником наставника или вести собственные проекты. То есть желательно максимально загрузить организм умственной и физической нагрузкой.
Участие в разнообразных соревнованиях и конкурсах в этот период тоже хорошо ставит «мозги на место». Не обязательно выступать на чемпионатах мира или в соревнованиях шахматистов-вундеркиндов — достаточно даже конкурсов на лучший рисунок, лучший рассказ или лучшую компьютерную программу (профессионально играть в компьютерные игры лучше все же попозже).
«Не мальчик, но муж»
В этот период происходит и очень важный этап у мальчиков — резкое взросление.
До 13-15 лет большинство мальчиков по своему физиологическому, психологическому и эмоциональному уровню очень сильно отстают от девочек, которые поначалу развиваются гораздо быстрее. Но потом у мальчиков наступает взрывной рост сразу по всем направлениям — и за короткое время малыш превращается в пацана, а тот — в мужчину.
В 18 лет — пик эротической силы мужчины. Тот максимум, которого впоследствии уже не достичь. И, одновременно, крайне малый жизненный опыт, куцее мышление, неумение планировать, думать о последствиях и т.д. Как вы понимаете, это влечет за собой чудовищной силы разрушительную и саморазрушительную деятельность подростка.
Так было всегда — это залог развития человеческого рода. «Сея свое семя во все, что движется», 18-летние первобытные люди не менее активно вступали и в схватки — и со зверьем, и с соседними племенами. И, зачастую, погибали, не дожив до 21 года, так и не сформировав до конца свой мозг.
Как только общество стало чуть более зрелым, именно к этому возрасту в жизни мужчин начинают приурочивать разнообразные ритуалы — посвящения, инициации, состязания, переключающие сексуальную энергию в энергию движения, предельного напряжения. И, обязательно, с разнообразным идеологическим внушением (религиозным, философским и т.д.) — с малолетства воспитанные в уважении к старикам, они перенимают и постигают мудрость абстракций.
Так, в древнегреческих полисах была традиция давать формальные права гражданства лишь юношам, достигшим 18 лет и прошедшим обязательную военную службу. Но получали они их в большинстве случаев позже, после того, как отслужили 2 года в эфебах (эфеб — вот такой юноша, проходящий эту службу). Подготовка эфебов включала в себя интенсивную физическую подготовку, изучение военного дела и нравственное воспитание. Последним могли заниматься лишь граждане, возраст которых превысил 40-летний рубеж (в одной из следующих статей вы поймете, почему рубежом служил именно этот возраст).
Закончив первый год, эфебы проходили публичные испытания и давали присягу. Кстати, текст афинской присяги лег в основу современных присяг почти во всех странах мира!
Затем они, помимо подготовки, несли еще и гарнизонную службу, а также в обязательном порядке участвовали во всех религиозных праздниках и процессиях.
В 305 г. до н.э. служба стала необязательной и сократилась до одного года. В результате в эфебы шли преимущественно дети знатных и богатых родителей, которые заботились о том, чтобы их сыновья приобрели гражданские права (в том числе, право выбирать и быть избранным в различные собрания). Бедняки же предпочитали в этот период просто нагружать сыновей тяжелой физической работой.
Вывод 3. Тактическое мышление позволяет видеть краткосрочные эффекты и выгоды — часто эта краткосрочность заключается в «здесь и сейчас».
Если до этого школа и родители не прилагали усилий по развитию логики, то подросток может легко (в любой момент, под воздействием самой простой эмоции) пойти вразнос.
Если логика ужа хоть немного развита, подростка нужно научить брать паузу перед принятием решений.
Мозг принимает решение (часто под воздействием резкого выброса гормонов) за 6–30 секунд ДО того, как это решение дойдет до сознания и сможет быть проанализировано «серыми клеточками». То есть человек вначале действует (отказывается / соглашается), а затем, в силу недостаточной развитости мозга, упирается и начинает упрямо отстаивать (оправдывать) принятое решение даже перед самим собой, даже уже понимая его абсурдность.
Умные взрослые умеют держать паузу (замолкать вовремя, побуждая высказаться собеседника, делать некие движения глазами или руками, что-то записывать, шарить по карманам в поисках конфеты или сигареты и т.д.), давая себе возможность осознать, к чему их призывают, и лишь потом принимать решение. Ребенка и подростка научить этому сложно, поэтому и столь важен бывает опыт побед и поражений (спорт, соревнования, конкурсы), которые учат брать на себя ответственность за свои нервы и понимание, что поражение — это не конец жизни, а просто полезный опыт, который поможет улучшить свои результаты в будущем.
Рекомендация писателю
Писателю, продумывающему своих персонажей, важно понимать, какой путь в 0-21 год прошел каждый из них. Для Главного Героя и ключевых персонажей это должен быть перечень основных событий, повлиявших на становление характера. Без этого они будут выглядеть слишком схематичными и недостоверными.
Подростковый возраст же интересен и сам по себе — человек в этом возрасте живет еще настоящим — без прошлого и будущего. Но уже хочет поскорее стать взрослым. Плюс физиологические изменения, воздействующие, в том числе, и на формирование шаблонов поведения, которые в будущем могут сказаться на всей его оставшейся жизни.
Первая любовь, первые победы и разочарования воспеваются поэтами, описываются писателями и привлекают кинематографистов. Потому что они предельно выражены, катастрофически сильны, но, при этом, человек еще не научился их скрывать, а потому выплескивает наружу, входя в гармонию или в разрушительные конфликты (одинаково привлекательные для авторов).
В этом же возрасте закладывается подавляющее количество комплексов, которые могут преследовать человека всю жизнь — продумывая героев и персонажей, подумайте, какие именно и из чего возникли и выросли их комплексы — те самые, что влияют на поведение, ценностные оценки и внутреннюю мораль описываемых вами ключевых фигур.
Читайте также:
- Мозг: младенчество, 0-7 лет (конкретное мышление)
- Мозг подростка, 7-14 лет (зачатки абстрактного мышления и логики)
Рекомендуем также почитать:
- Миры писателей
- Короткая история одной любви, рассказанная в глаголах
- Бриф на креатив
- Как писать аннотацию? Примеры
0 Комментариев