Какие миры встречаются у разных писателей?
Лолита Волкова
Подходы к созданию мира у каждого писателя свои. Здесь я расскажу о наиболее типичных подходах к созданию миров у писателей, создавших много произведений, но вы можете найти и другие схемы создания Своего Мира.
1. Множественность фантазийных миров
Некоторые авторы придумывают миры одним движением — в их произведениях оказывается множество совершенно разных миров, непохожих друг на друга, подчиняющихся разным правилам, содержащих совершенно завораживающие и неповторимые идеи.
- Например, миры, созданные Сергеем Лукьяненко, настолько разнообразны и при этом так хорошо проработаны в деталях, что внушают зависть любому писателю. Очень часто можно слышать из уст филологов (особенно преподавателей) и менее удачливых авторов только яростное шипение в его адрес: фантазия и добросовестность миров при легком стиле и богатом литературном языке делают Лукьяненко первым объектом для ядовитых комментариев большинства завистников.
- Множество разных (хоть и не всегда столь разнообразных) миров создано братьями Гримм, Алексеем Толстым, Александром Беляевым и многими другими авторами, делающими описание житейских ситуаций или сильных чувств на фоне фантастических (сказочных) декораций.
2. Множественность фантазийных деталей реального мира
Другие описывают мир, который видят вокруг себя. В каждом новом произведении они берут кусочек этого мира, добавляют в него некий (часто фантастический или гипотетически возможный) элемент, делающий его более выпуклым, ярким, узнаваемым.
- В таком разрезе довольно разнообразны миры Конан Дойля (от Лондона Шерлока Холмса до Затерянного мира).
- Такая же схема используется Жюлем Верном, Майн Ридом, Гербертом Уэллсом, Николаем Гоголем и т.д.
3. Множественность фрагментов известного мира
Автор берет хорошо известный (современный или из прошлого) мир и вычленяет отдельный элемент (город, деревня, сословие и т.д.), придающий произведению уникальность.
- Самое большое разнообразие таких фрагментов (иногда самостоятельных, иногда слегка связанных друг с другом) представлено в «Человеческой комедии» Оноре Бальзака.
- Разнообразием таких жизненных зарисовок славились русские писатели (Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин и т.д.).
- Очень много английских (да и всех прочих) писателей-реалистов писало и продолжают писать по этой схеме.
4. Сериальность эпизодов одного мира
Сериальность очень удобна для автора, сумевшего придумать некий удивительный мир или определенную среду реального мира.
Чаще всего в таких сериалах представлен строго ограниченный состав ключевых героев и персонажей.
- Эркюль Пуарро и мисс Марпл — два совершенно различных сериала Агаты Кристи (миры бравого бельгийца и дотошной старушки почти не пересекаются, хотя все почти все действие и происходит в Англии)
- Множество детективных, шпионских и других книжных сериалов (Шерлок Холмс, Ниро Вульф, Эрнест Фандорин, «Дозоры» Лукьяненко и др.)
Гораздо реже встречается хорошо проработанный мир, в котором автору комфортно и он начинает создавать в рамках этого мира целую серию произведений слабо связанных или вообще не связанных единым персонажем.
- Произведения Джона Толкина (хоббиты, «Властелин колец», «Сильмариллион»)
- Поттериана Джоан Роулинг (7 книг о Гарри Поттере, три дополнительные книги, сайт, пьесы и т.д.)
- "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси
- «Проклятые короли» Мориса Дрюона
- И многие другие сериалы («Незнайка» Николая Носова, троица из Простоквашино Эдуарда Успенского, Алиса Кира Булычева и т.д.).
Некоторые писатели придумывают один увлекательный мир и не отступают от него (например, Дрюон, Толкин), другие используют этот мир только в рамках одного сериала, но пишут и множество других произведений в «другом оформлении» (Стругацкие, Лукьяненко, Агата Кристи, Акунин и т.д.).
Рекомендуем также почитать:
Роберт Макки: Структура текста
Квестимы и деклатимы (соционика)
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев