Типы и количество персонажей в произведении

Герои и персонажи

Типы и количество персонажей

© Лолита Волкова

Зачем нужны персонажи

Персонажи в большинстве произведений важны не менее главного героя (ГГ). На них возлагается множество функций:

  • участвовать в конфликтах и интригах (как для проведения стержневого сюжета, так и для развития побочных линий);
  • создавать нужный социальный тон, атмосферу Произведения;
  • выпячивать ГГ, выделять его в общей массе, то есть показывать различие между ГГ и другими людьми (возраст, жизненный опыт, образование, культурный уровень, политические взгляды, привычки к еде, комфорту и т.д.);
  • показывать начальное состояние, рост и метаморфозы ГГ.

В результате в большинстве произведений выбор персонажей оказывается иногда даже более важным, чем выбор ГГ.

Неопытные авторы очень часто насыщают свое произведение множеством персонажей, которых невозможно отличить друг от друга. Это происходит из-за того, что автору нужно насытить свою Историю событиями и он одного за другим вводит все новых и новые персонажей «на одну роль».

(Если поставить пьесу с таким числом персонажей, то количество актеров сможет предоставить разве что Москва — другим городам справиться не удастся).

Хорошо продуманный план произведения позволяет ограничить число персонажей, которые выразительно описываются и далее выполняют нужные функции, появляясь многократно, но лишь в нужных местах действия.

Как рассчитать возможное число персонажей и их важность в сюжете? Давайте воспользуемся для этого «числом Данбара» (файл про него вы уже скачали, надеюсь).

Количество и значимость персонажей

Итак, у нас может быть один главный герой (на схеме Данбара — это центр, «Я»).

Еще 5 персонажей могут быть освещены довольно подробно — (самый ближний круг).

Еще 15 персонажей — «конфликтные персонажи» — те действующие лица, которые выступают на стороне ГГ или против него, довольно тщательно продуманы и довольно часто мелькают по ходу действия.

Фоновые персонажи — еще до 50 действующих лиц.

И, наконец, призрачные персонажи — в принципе до 150 или даже до бесконечности, но на деле — просто безликая толпа. Для удобства авторы их очень четко разделяют на некие группы (кластеры) — «сотрудники», «соседи», «прохожие», «зрители» и т.д.

Заметьте — это для монументальных объемных произведений, занимающих множество (5 и более) томов. Например:

  • Джоан Роулинг прописала очень много персонажей, но когда я делала опрос читателей (охарактеризовать героев), люди смогли вспомнить лишь 30 из них, включая Гарри Поттера. Забавно, что в список попал кузен Дадли, но не дядя и тетя ГП. Более того, хоть я и просила охарактеризовать всех, кого вспомнят, каждый читатель присылал характеристики не более чем на 5 персонажей, а некоторые присылали всего 2-3!

В крупных романах может быть много персонажей, но истинные мастера умудряются ограничиться самым необходимым минимумом, например:

  • Александр Дюма в «Трех мушкетерах» вывел ГГ и трех его друзей-мушкетеров, все остальные персонажи можно отнести к 15 «конфликтным», других там практически нет (например, «рота дез Эссара», в которой служил д’Артаньян, проходит только как название — ни ее самой, ни начальства, ни сослуживцев, ни помещений, ни учений — вообще ни одного слова!). Великий мастер не позволял себе отвлекаться на незначимых персонажей и ненужные детали.

В более лаконичных произведениях количество персонажей обычно бывает еще меньше.

В сериалах прописываются ГГ и 1-5 постоянно действующих персонажей, например:

  • в сериале про мисс Марпл Агата Кристи почти нет постоянных персонажей,
  • в сериале про Шерлока Холмса их 3: доктор Ватсон и два полицейских,
  • в сериале про Ниро Вульфа — Арчи Гудвин, 3 сыщиков и трое полицейских, причем в каждом отдельном рассказе полицейских либо 1, либо 2, то есть число 5 сохраняется).

 

Итак, если у вас большое произведение (18 или больше а.л.), то вы можете пользоваться схемой:

Где:

  • Объемный персонаж — обычно только ГГ, но некоторых случаях (роман, где два влюбленных или пара центральных героев вроде Холмс-Ватсон, или в очень масштабных произведениях по принципу саг или эпосов) объемными помимо ГГ могут быть и 2-3 персонажа (но никогда — антагонист).
  • Круглый персонаж — обычно таких персонажей не больше 2-3, хотя в крупных произведениях может быть до 15, а в небольших рассказах — и ГГ тоже.
  • Плоский персонаж — персонаж-символ, персонаж-функция, персонаж-стереотип. В некоторых произведениях (особенно у неопытных авторов) все действующие лица (включая ГГ) бывают плоскими. Но в некоторых случаях автор намеренно делает всех участников своей Истории плоскими (например, «Ревизор» Гоголя).
  • Вызывающие сочувствие — обязательно наличие такого персонажа, близкого и понятного читателю, вызывающего сопереживание его судьбе. Это может быть ГГ, но не обязательно. Обязательное условие: этот персонаж не должен быть чисто положительным: у него должны быть некие отрицательные черты, комплексы или тяжелая судьба.
  • Вызывающие отвращение — не обязательно, но желательно ввести такого персонажа, противостоящего ГГ или просто мелкого пакостника (он может быть в стане антигероя, но бывает и нейтральный персонаж или предатель из компании ГГ).
  • Рассказчик — может быть, может не быть, иногда от его лица ведется какая-то часть произведения (Уилки Коллинз, например, во многих своих книгах делал рассказчиками множество людей, каждая глава была написана от лица разных персонажей — см. «Женщина в белом», «Лунный камень» и др.)
  • Наперсница — персонаж любого пола и даже не обязательно человек (кошка, диктофон, авторские реплики), обычно плоский, реже — развивающийся по ходу действия вместе с ГГ. Это тот, кому ГГ высказывает свои сомнения, размышления, раскрывает свою личность, в ком отражается развитие ГГ.
  • Фольга — персонаж (обычно плоский), какой-то своей чертой резко отличающийся от ГГ. Позволяет снять напряжение с ГГ или читателя (например, осознает свою вину в ошибке ГГ или показывает ГГ возможность другого развития событий, дает идею, направляет по незапланированному пути). ГГ либо помогает таким персонажем и получает в ответ помощь от них (как в сказках), либо спорит с ними, но потом оказывается что кто-то из них (ГГ или фольга) был не прав.
  • Картон — «картонные», по сути — очень плоские персонажи, стереотипные манекены, знакомые всем шаблоны которых не нужно описывать, зачастую не имеющие даже одной характеристики, а лишь обозначение функции (умный сыщик, тупой мент, злобная теща, безропотный тесть, жадный чиновник, лев-царь, хитрая лиса и т.д.). Это может быть и значимый персонаж, и фоновая толпа.
  • ГГ (протагонист) — как правило объемная фигура со множеством различных характеристик (внешность, черты характера, психический тип, отношение к жизни, опыт, знания, привычки и т.д.), но в некоторых случаях (особенно в маленьких рассказах) это может быть и плоский персонаж.
  • Персонаж 1 (антагонист) — есть в большинстве произведений, но не во всех. В большинстве случаев это «круглый» персонаж (может быть и плоским, но никогда — объемным).
  • 1-2 круглых персонажа — иногда их вообще нет, иногда их 3-4, но не больше.
  • Остальные персонажей автор объединяет в группы, никак особо не выделяя отдельных персонажей из толпы.

 

Рекомендуем также почитать:

Квестимы и деклатимы (соционика)

Джонотан Линн: Мои любимые 13 правил комедии

Атмосфера произведения

Как выбирать имена персонажам

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

 

Автор статьи: © Лолита Волкова
0 3299

0 Комментариев

Добавить комментарий