Типы и количество персонажей
© Лолита Волкова
Зачем нужны персонажи
Персонажи в большинстве произведений важны не менее главного героя (ГГ). На них возлагается множество функций:
- участвовать в конфликтах и интригах (как для проведения стержневого сюжета, так и для развития побочных линий);
- создавать нужный социальный тон, атмосферу Произведения;
- выпячивать ГГ, выделять его в общей массе, то есть показывать различие между ГГ и другими людьми (возраст, жизненный опыт, образование, культурный уровень, политические взгляды, привычки к еде, комфорту и т.д.);
- показывать начальное состояние, рост и метаморфозы ГГ.
В результате в большинстве произведений выбор персонажей оказывается иногда даже более важным, чем выбор ГГ.
Неопытные авторы очень часто насыщают свое произведение множеством персонажей, которых невозможно отличить друг от друга. Это происходит из-за того, что автору нужно насытить свою Историю событиями и он одного за другим вводит все новых и новые персонажей «на одну роль».
(Если поставить пьесу с таким числом персонажей, то количество актеров сможет предоставить разве что Москва — другим городам справиться не удастся).
Хорошо продуманный план произведения позволяет ограничить число персонажей, которые выразительно описываются и далее выполняют нужные функции, появляясь многократно, но лишь в нужных местах действия.
Как рассчитать возможное число персонажей и их важность в сюжете? Давайте воспользуемся для этого «числом Данбара» (файл про него вы уже скачали, надеюсь).
Количество и значимость персонажей
Итак, у нас может быть один главный герой (на схеме Данбара — это центр, «Я»).
Еще 5 персонажей могут быть освещены довольно подробно — (самый ближний круг).
Еще 15 персонажей — «конфликтные персонажи» — те действующие лица, которые выступают на стороне ГГ или против него, довольно тщательно продуманы и довольно часто мелькают по ходу действия.
Фоновые персонажи — еще до 50 действующих лиц.
И, наконец, призрачные персонажи — в принципе до 150 или даже до бесконечности, но на деле — просто безликая толпа. Для удобства авторы их очень четко разделяют на некие группы (кластеры) — «сотрудники», «соседи», «прохожие», «зрители» и т.д.
Заметьте — это для монументальных объемных произведений, занимающих множество (5 и более) томов. Например:
- Джоан Роулинг прописала очень много персонажей, но когда я делала опрос читателей (охарактеризовать героев), люди смогли вспомнить лишь 30 из них, включая Гарри Поттера. Забавно, что в список попал кузен Дадли, но не дядя и тетя ГП. Более того, хоть я и просила охарактеризовать всех, кого вспомнят, каждый читатель присылал характеристики не более чем на 5 персонажей, а некоторые присылали всего 2-3!
В крупных романах может быть много персонажей, но истинные мастера умудряются ограничиться самым необходимым минимумом, например:
- Александр Дюма в «Трех мушкетерах» вывел ГГ и трех его друзей-мушкетеров, все остальные персонажи можно отнести к 15 «конфликтным», других там практически нет (например, «рота дез Эссара», в которой служил д’Артаньян, проходит только как название — ни ее самой, ни начальства, ни сослуживцев, ни помещений, ни учений — вообще ни одного слова!). Великий мастер не позволял себе отвлекаться на незначимых персонажей и ненужные детали.
В более лаконичных произведениях количество персонажей обычно бывает еще меньше.
В сериалах прописываются ГГ и 1-5 постоянно действующих персонажей, например:
- в сериале про мисс Марпл Агата Кристи почти нет постоянных персонажей,
- в сериале про Шерлока Холмса их 3: доктор Ватсон и два полицейских,
- в сериале про Ниро Вульфа — Арчи Гудвин, 3 сыщиков и трое полицейских, причем в каждом отдельном рассказе полицейских либо 1, либо 2, то есть число 5 сохраняется).
Итак, если у вас большое произведение (18 или больше а.л.), то вы можете пользоваться схемой:
Где:
|
|
|
Рекомендуем также почитать:
Квестимы и деклатимы (соционика)
Джонотан Линн: Мои любимые 13 правил комедии
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев