Атмосфера произведения

Мир и атмосфера

Атмосфера произведения

Лолита Волкова

Создается атмосфера мелкими фразами, деталями, а иногда и прямыми указаниями. Это делается либо с первых строк, либо по ходу сюжета.

Атмосфера произведения задается с первых строк — это самый распространенный, самый простой и самый эффективный способ. Вот тут вы можете посмотреть несколько примеров того, как авторы задают настроение и погружают читателя в сюжет с первых строк. Такое начало нужно, если на протяжении всего произведения эта интонация, атмосфера будет сохраняться.

Атмосфера создается по ходу сюжета. Иногда ключевое событие, ломающее привычную жизнь и отправляющее ГГ в путь, меняет атмосферу настолько кардинально, что иногда уместно бывает показать читателю этот перелом: все светло и радостно — и вдруг (!) все ломается и атмосфера переворачивается с точностью наоборот (например, «Принц и нищий» Марка Твена). Имейте ввиду, что это пугает неподготовленного читателя и иногда может оттолкнуть («хотел боевик, а там сопли какие-то», «начал читать возвышенную прозу, а там оказался мерзкий триллер»). Поэтому перелом лучше готовить заранее и медленно втаскивать в него читателя (т.е. герой еще не знает, но читатель уже начинает догадываться, что грядет «бэмц»).

3) Самый сложный для автора (да и читателя тоже) вариант — когда произведение начинается с энергичного «бэмца», а потом вдруг начинаются авторские сопли, описания и отступления, которые в итоге отталкивают читателя (самый старательный просто перелистнет эти описания, но большинство закроет книжку и больше к ней не вернется). Так что, выбирая этот подход, нужно стараться очень осторожно и выверено перемешивать «глагольные» и «описательные» куски.

Факторы создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения нужно четко определить а) время действия и б) визуальные ориентиры.

а) Время действия определяется двумя показателями:

  • исторический период (средневековье, наше время, далекое будущее и т.д.) — он четко очерчивается почти в любом произведении, однако в фэнтези часто воссоздается некая среда, близкая к какому-то стилю жизни (рабовладельческие или феодальные отношения, древний восток или западный современный антураж и т.д.);
  • длительность действия сюжета — это может быть один час, один день или даже столетия и тысячелетия — автору важно не просто самому осознавать эту длительность, но и готовить к ней читателя (Гарри Поттер должен научиться держать волшебную палочку в руках, а Иванушка дурачок — вернуться с золотым яблочком до того, как принцесса состарится и умрет).

б) Визуальные ориентиры должны помочь читателю «увидеть картинку» — кстати, не обязательно описывать все до мелких деталей, важно лишь дать наметки, по которым читатель сможет воссоздать картинку на основе своего воображения и жизненного опыта. Эти ориентиры включают:

  • карты местности — это карты и схемы звездных систем, стран, земель, участков, домов, квартир и т.д., где происходит действие сюжета (не обязательно их прикладывать, но автор должен нарисовать их для себя, чтобы не путаться, направо или налево нужно идти его герою, чтобы попасть в нужное место);
  • портреты Главного Героя и как минимум ключевых персонажей — для их визуализации автор может использовать различные средства (картины, рисунки, фотографии и т.д.), которые никогда не увидит читатель, но которые позволяют автору дотошно и без ошибок описывать их на протяжении всего сюжета (чтобы не получилось, что некий персонаж во 2 главе был толстым блондином, а в 8 главе превратился в худощавого брюнета — у начинающих авторов я такое часто встречала);
  • детализация одежды — важен и социальный, и эмоциональный фон, у миллиардера могут быть дешевые джинсы, но они (без особых причин) не должны быть грязными, а у бомжа может быть норковая шубка, но она не будет новой и чистой;
  • детализация характеров — для большинства персонажей (особенно не основных) характер часто выражается на напрямую, а через мелкие, но очень характерные черточки внешности (вялый подбородок, нос-крючком, презрительный прищур глаз, хромая нога, трясущиеся пальцы, сутулая фигура и т.д.);
  • природные / ландшафтные ориентиры — природа может быть разной, но она всегда задает атмосферу произведения, причем можно делать это напрямую (погода/время суток), а можно косвенно (мир глазами ГГ), это должны быть короткие, но очень визуально понятные читателю ориентиры ("небо было ярким, а воздух прозрачным" / "темные, свинцовые тучи медленно наползали на узкий серп Луны, пока мир вокруг не погрузился в полный мрак", "луг был пестрым, как восточный ковер, и полон ароматов трав" / "трава на лугу пожухла и больно царапала ноги"); в городе тоже свои визуальные атмосферы ("улица была залита светом, переливалась рекламными огнями и зазывающими вывесками магазинов" / "свет рекламных огней раздражал и резал глаза");
  • интерьерные акценты — одни из самых ярких, они способны сразу отражать характер персонажа и его отношение к жизни, причем описание может быть штриховым ("комната была безлико-унылой", "комната была наполнена светом и ароматом тонких духов", "комната была захламленной и пыльной — в солнечном луче, пробившимся сквозь грязное стекло, плясали пылинки"), а может быть развернутым, когда автор через детали обстановки передает характер жильца (это блестяще делал Оноре Бальзак — у него вообще почти все авторские характеристики и героев, и персонажей делаются через вот такие описания мебели, стен, ковров и т.д.).

Средства создания атмосферы

Для создания атмосферы произведения используются самые разные средства. Вот основные из них.

1. Использование особых слов. Ни на что напрямую не указывается, но через ключевые слова атмосфера становится понятной и приятной/отталкивающей для читателя. ВОТ ТУТ вы можете посмотреть, как различные слова-триггеры влияют на восприятие текста читателем.

2. Использование ритма. Ритм текста может быть:

  • равномерным — энергетика, скорость, ритм задаются с первого абзаца и сохраняются на протяжении всего произведения — это самый простой вариант и используется в большинстве произведений;
  • нарастающим или убывающим — на протяжении всего произведения или только в самом конце автор повышает или снижает напряженность ритма для того, чтобы заворожить читателя (оставить эмоции восторга книгой после прочтения — это особенно важно в сериалах) или снять напряжение (чтобы читатель почувствовал завершенность произведения);
  • рваным — резкие смены ритма на протяжении всего произведения — это прием, который требует большого мастерства (им славится, например, Роулинг, но даже она не может выдержать это постоянно — попробуйте почитать 2 главу 5 книги о Гарри Поттере, там эти переходы между психологическим или событийным напряжением и паузой-передышкой очень характерны), позволяющего действовать на нервную систему читателя с помощью резких переходов от динамики к статике — такие переходы порой нужны, чтобы читатель не уснул или чтобы снять напряжение в длинной, насыщенной действием сцене.

3. Прямое указание на настроение и фон. "Настроение у меня было поганым", "Улицы города были грязны, тротуары выщерблены", "Сама природа, казалось, пела гимн жизни"...

Этот прием используется либо не слишком мастеровитым автором, который не может создать атмосферу другими средствами, либо хорошим автором для экономии сил (своих и читателя). У хорошего автора это ВСЕГДА только архетипические образы:

  • солнце, чистое небо / непогода, осадки, туман;
  • вода (чистая, грязная) / кровь (рождение, смерть, клятва, магия, наследственность, переломные моменты сюжета);
  • свет / тьма;
  • верх / низ (мансарда светлая, подвал темный);
  • стихии — земля / вода / огонь / воздух (в зависимости от контекста: земля, почва — надежность / безысходность, женское начало; вода, дождь — источник жизни / уныние, мужское начало; огонь — энергия, движение, свет/ разрушение, мужское начало; воздух — простор, восторг, свобода, женское начало)
  • женщина (ведьма / мать, проститутка / жена);
  • мужчина (защитник / нуждающийся в защите, опора / обуза, добытчик / любовник).

Существует множество других средств (разговор / авторский текст, прямое указание / завуалированный намек и т.д.), но каждый автор находит их сам для себя.

 

Рекомендуем также почитать:

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

 

Автор статьи: © Лолита Волкова
1 3505

1 Комментарий

13:06, 04.03.2016

Хотелось бы посмотреть примеры использования(перемены) ритма. Вроде и понятно, но и образцы не лишние.

Добавить комментарий