Сочетание глагольного и описательного действа
Авторы часто увлекаются либо глаголами, либо прилагательными. Обычно это называют мужским и женским подходом к стилю. При этом и то, и другое вредит произведению, ведь из "глагольных" текстов выпадает душа, эмоции, логика, а из "прилагательных" очень сложно соорудить хоть какую-нибудь сюжетную линию.
А. и Б. Стругацкие в своей повести "Понедельник начинается в субботу" замечательно подметили перекосы "мужского" стиля:
<<То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зеленой шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в желтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде "дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках".>>
А вот Людьмила Иванцова в "Новогоднем сюрпризе" демонстрирует "женский" подход:
<<Николь не любила зимние шапки и носила чёрное короткое кожаное пальтишко с капюшоном, отороченным чёрным мехом. Этот самый капюшон выручал её, когда было холодно или шёл снег, правда, мешал смотреть по сторонам. Сумка-портфельчик на тонком ремешке через плечо, узкие чёрные брюки, короткие сапожки на высоких каблуках завершали образ женщины, которая стояла у киоска с новогодними сувенирами и мечтательно разглядывала кукол с буклями в старинных платьях.>>
Здесь мы уже не получим героя "в шляпе и красном пиджаке на голое тело". Такое вот "прилагательное" описание позволяет создать настроение и дать не только "внешние", но и душевные характеристики героям. Но это же замораживает действие.
В идеале нужно стремиться к сочетанию действия и описания. Вот, например, описание профессора МакГонагалл, которое дала Джоан Роулинг в "Гарри Поттере и философском камне":
<<Дверь распахнулась. За ней стояла высокая черноволосая волшебница в изумрудно-зеленых одеждах. Лицо ее было очень строгим, и Гарри сразу подумал, что с такой лучше не спорить>>
Энергичное действие — описание внешнего вида — описание характера — глагольное окончание. И все это в коротеньком абзаце — всего 26 слов! Такое описание вгрызается в память и впоследствии читатель уже ни с кем не перепутает этот персонаж.
Да, создать такую характеристику — большое искусство. Но до тех пор, пока ты не набьешь руку на использовании и глаголов, и описаний, о высоком словоплетении можно не мечтать.
Рекомендуем также почитать:
- Глаголы — сильные и слабые
- Короткая история одной любви, рассказанная в глаголах
- Текст и три мозга
- Схемы 7 книг о Гарри Поттере
- Как выбирать имена персонажам
July
05:36, 21.02.2016Значит, у Ролинг "мужской" подход? Глагольный? Не обращала внимания, если честно. Надо полистать еще.
nastunich
00:04, 22.02.2016Ой, даже не думала, что такие вот описания как "на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках" могут звучать в целом нелепо.
July
04:15, 09.03.2016Уф, у меня получается, что экшн писать очень сложно. Все эти потасовки требуют какого-то особого стиля. Не соображу какого. Ударил-развернулся хорошо, а если несколько человек участвуют в потасовке и каждый ударил - откатился - развернулся... бесконечные повторы получаются (и имен, и действий). Где бы почитать о том, как такое описывать?