2 стадия. 7-14 лет: зачатки абстрактного мышления и логики
Лолита Волкова
Продолжение. Начало см. здесь.
Советская система образования отправляла детей в школу именно с 7 лет. И это было правильно. Усваивать школьные (по большей части абстрактные) знания раньше совершенно бессмысленно: мозг к этому еще не готов — в нем не накопилось еще достаточного количества устойчивых связей.
Но вот с 7 лет происходит качественный скачок: ребенок вдруг обнаруживает способность усвоения абстрактных знаний. Или, как минимум, понимания, что они существуют.
Школа
Складывая буквы в слова, а слова в фразы, заливая и выливая воду из умозрительно существующего бассейна, рассчитывая скорость гипотетически возможного поезда или пешехода, мы усваиваем, что помимо конкретных знаний, могут быть еще и абстрактные. И мозг с охотой ввязывается в новую игру!
На протяжении долгих тысячелетий школьного образования человечество не знало. Знать обучала своих отпрысков с помощью наемных учителей, а беднота обходилась обучением ремеслу.
Зарождение научного метода дало толчок развитию наук и технологий, что вызвало потребность в более высоком образовании — умении читать и считать, а далее и в более глубоких знаниях. Поэтому ХХ век стал веком просвещения.
Сегодня наука и технологии так далеко продвинулась вперед, что современными элитами ставится задача дебилизации основной массы населения — и современные компьютеры-планшеты-телефоны пришли на помощь. Кое-как читать и водить пальцем по экрану стало вполне достаточно, чтобы заполнить досуг и выполнять простейшие операции (сложные могут и роботы выполнять).
Началось расслоение общества на «умное меньшинство» и «тупую массу». В будущие элиты вырвутся те, кто умеет учиться и созидать — придумывать все более и более изощренные способы развлечений и все более умных роботов. Школьное и вузовское образование перестает учить людей учиться — в первую очередь отключает способность к прикладному абстрактному мышлению, оставляя лишь фантазийные абстракции.
К какой группе относится ваш Герой?
Логика
Очень важно в этот период развивать логику. Поэтому задачки должны опираться не только на знания (2+2=4), но и на использование логики («к ошейнику собаки привязан поводок длиной 2 м, а собака пробежала за брошенной палкой 20 метров — как ей это удалось?» <ответ: поводок никто не держал>), а еще лучше — логики и фантазии («перечислите подряд пять дней, не называя ни чисел, ни названий дней недели» <ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра>)
Давайте ребенку побольше таких веселых задачек — пусть он в фантазийной и игровой форме учится логическому мышлению!
…Да, кстати, шахматы — это тоже очень неплохой тренажер для мозга!
Другие внешкольные занятия
На пользу ребенку в этот период идут занятия спортом и музыкой, а также внешкольные занятия, связанные с изобразительными и прикладными искусствами (лепка, шитье, вязание, рисование, выпиливание и т.д.). Все эти занятия хорошо развивают мозг и объемное мышление.
Если нет возможности отдать ребенка в спортивную секцию, то обязательны подвижные игры во дворе — чем меньше ребенок движется, тем меньше у него шансов усвоить большой объем знаний и навыков.
Согласно нормальному распределению, 70% людей почти не научатся, у 15% в той или иной мере сможет пробудиться нормальное абстрактное мышление, а у 15% не будет даже самой малости такого мышления. Просто потому, что чаще всего (те самые 70%) уклон в воспитании и обучении делается в одну сторону — либо активную (спорт, игры во дворе), либо интеллектуальную (музыка, чтение, рисование, лепка, кружки по интересам…). А хорошо бы и то, и другое…
Вывод 2. Литература, которая ответит на жизненные вопросы «как жить» в легкой абстрактной фантазийной форме, будет мила для большинства (по крайней мере, большинства тех, кто родился в 1990-х и позже).
Рекомендации писателю
Если писателю удастся одновременно создать легко воспроизводимый кинематографом Мир и неповторимую Атмосферу, то вслед за книгой пойдут и фильмы, двигая и ваши книги, и ваших героев, и созданную вами Вселенную произведения.
Ну а ваши Главный Герой и ключевые персонажи должны отразить то детство, которое у них было — с 7 до 14 формируется подход к делу (любому). И в первую очередь, к тому, сможет ли впоследствии взрослый человек оперировать абстрактными понятиями или постарается жить «конкретно», «по понятиям», а не «ситуациям». Станет ли он «потребителем» или «созидателем». Будет с трудом подстраиваться под любые внешние изменения или сможет быстро реагировать, быстро приспосабливаться и быстро переучиваться.
Рекомендуем также почитать:
0 Комментариев