Зачем редактировать?
Саморедактура — авторский взгляд на текст, самая интересная и важная работа писателя.
Понимаю, что это именно та часть работы над текстом — которую те, кто привык небрежно набивать с телефона посты, выкладывать их, набирать лайки… и забывать — ненавидят и не умеют делать. Увы.
Писатель отличается от блогера, журналиста и даже автора нон-фикшн. Если совсем коротко — то он, в отличие от них, пишет «нетленку» — не однодневный пост или статью, которые люди прочитают на бегу и тут же забудут, а произведение, которое будет актуально и сегодня, и через месяц, и годы спустя.
Например, отсылка к идущей сейчас по телевизору рекламе или популярной-поп-звездочке хороша для поста, но совершенно не годится для художественного произведения. Поэтому вы либо публикуете свою однодневку как простой автор, либо работаете над своим текстом как писатель.
На программах ТЛТ мы стараемся стать писателями. А, значит, должны поступать как писатели. Мелкие нюансы мы рассматриваем на специальных программах. Здесь же остановлюсь на самых важных моментах, которые нужно учитывать, берясь за редактуру своего собственного текста.
Шаг 1. Сначала напишите!
Чтобы вам было что редактировать, текст должен быть написан.
Рассказ или повесть пишутся целиком. Хорошо бы отложить их хотя бы на недельку, а потом браться за редактуру.
Роман лучше писать по частям (3-4 части) — не разбивая их для читателя, а именно для себя. И первую редактуру делать, закончив одну часть, иначе потом многие мелочи забудутся. Окончательный вариант романа редактируется снова — уже представляя, что где у вас случится и добавляя, сокращая или исправляя всяческие мелочи и детали.
Шаг 2. Общий взгляд
Для начала не читайте, а просто просмотрите свое произведение.
Обратите внимание на структуру. Да, структура задается в плане, то есть еще до написания.
Но… этот план часто претерпевает довольно существенные изменения в ходе написания. Появляются новые сюжетные линии, герой или некоторые персонажи вдруг отбиваются от рук и «начинают вести себя» так, как вы не планировали (иногда удается загнать их обратно в сюжет, но это не всегда нужно). Какие-то сценки из маленьких вдруг разрастаются до огромных. И так далее.
В итоге структура разваливается — в прямом смысле. Уследить за действием и перипетиями разных сюжетных линий оказывается сложно. Вам хорошо, у вас все связи в голове. А что делать бедному читателю? Существуют довольно жесткие схемы «хорошего произведения». Если вы их не выдерживаете, то опубликовать самиздатом можете без проблем (но кто это будет читать?), однако отдавать такую вещь в издательство бесполезно — откажут сразу и даже объяснять, почему выкинули, не будут.
Просматривая законченную вещь, подумайте:
- соблюдена ли арка (дуга) для вашего Главного Героя, совершает ли он метаморфозы? В некоторых сериалах (вроде Шерлока Холмса или голый экшн) это не требуется, но это обычно только детективы или боевики, где по сюжету важнее раскрытие загадки или сплошное бездумное рубилово, нежели метаморфозы героя;
- есть ли в вашем произведении экспозиция, завязка, кульминация и развязка (в очень коротких рассказах и анекдотах до 100 слов допускается только завязка и развязка), на своих ли местах они находятся?
- хорошо ли раскрыт сеттинг (мир, окружающая среда вашей истории) — сможет ли читатель окунуться в историю и понять где и в какие времена происходит действие?
- прослеживаются ли некие ценности, идея, мораль, назидание, которые читатель должен извлечь из вашего произведения? Если ничего этого нет, то зачем вообще вы писали?
Шаг 3. Сокращаем
Выяснив, где у нас затянуты описания или включены ненужные действия, начинаем сокращать.
Для совсем короткого рассказа сокращения бывают не слишком актуальны, но здесь гораздо сильнее требования к каждой — без исключения! — фразе.
Обязательно проверьте — работает ли каждая фраза на сюжет? Удалите все лишние слова и фразы.
Кстати, ужасен короткий рассказ, в котором читатель тонет в ненужных подробностях и обилии красивых метафор. Удалите их, если хотите, чтобы ваше произведение читалось, а не пренебрежительно закрывалось.
Например:
Шаг 4. Добавляем
Сокращение — самая важная часть авторской редактуры.
Но еще надо уметь и добавить:
- смысл в фразы или абзацы (зачем вы их написали?),
- потерянные концы сюжетных линий,
- дальнейшие судьбы значимых персонажей, если это не сериал,
- описания персонажа или мира, если их недостаточно для понимания,
- описаний в сцены экшн, чтобы они не выглядели "в телеграфном стиле",
- другое, чего явно не хватает.
Кстати, описания лучше приводить не через занудные авторские абзацы, а через реакцию персонажей:
- НЕ "
она была в красивом красном платье", А "Вера увидела девушку в красивом красном платье" — мнению персонажей читатель доверят больше, чем мнению автора; - НЕ "
они попали в узкое ущелье", А "какое же узкое это ущелье", — сказал Стас.
Шаг 4. Стиль
У каждого писателя есть свой стиль. Одним читателям он нравится, другим — нет. Это не значит, что нужно впадать в эйфорию от похвал первых или биться головой о стену, читая отзывы вторых. Это Ваш стиль. Те, кому он нравится, найдут и будут наслаждаться, остальные закроют книгу и больше не откроют. Ничего страшного. На Земле 8 миллиардов людей, всем нравиться ни к чему.
Но возникает этот авторский стиль не в один день, а после кропотливой работы.
Сегодня вы правите свой стиль, завтра, продолжая писать, уже учитываете исправленные недостатки, и править в следующий раз будет уже меньше.
О том, как редактировать стиль, есть много книг, надеюсь, вы читали хотя бы Нору Галь "Слово живое и мертвое" или о том, как редактировали свои тексты Веллер, Довлатов и многие другие писатели.
На что нужно обратить внимание обязательно:
- канцелляризмы — лучше уберите их все (можете оставить лишь в речи прожженного бюрократа);
- повторы слов ("я шла домой, а когда пришла домой...") — они возникают непременно, при редактуре их легко заменить на синонимы, хотя порой приходится переписывать фразу;
- использовать больше глаголов, причем с умом, например, для описания слабых персонажей и их действий использовать слабые глаголы, а для сильных сцен и сильных персонажей — сильные;
- обилие или недостаток троп— любые тропы хороши, но меру знать нужно: если у вас их нет, текст блеклый, если их слишком много, читать невозможно.
Дополнительные советы
1. Обязательно давайте почитать свои творения другим людям — бетам, друзьям, родственникам... Не забывайте — со стороны всегда видней! Далеко не все их замечания можно тут же бежать исправлять, но разумные замечания у них все же бывают, так что делайте, как считаете нужным, но к мнению своих первых читателей все же прислушивайтесь, порой они говорят очень разумные вещи.
2. Читайте свои произведения вслух — обязательно! Все стилистические косяки вылезают тут же! Диалоги перечитывайте несколько раз: насколько необходимо в них каждое слово, нет ли там не работающих на сюжет частей, все ли персонажи говорят "своими голосами", или "все одинаково"... Например, Дюма вслух читал диалоги, даже когда курьер уже стоял над душой, требуя срочно отдать текст в редакцию (каждый день в газете публиковалось продолжение).
3. Обязательно читайте свои произведения с разных носителей — на экране компьютера, на телефоне, на бумаге... Сколько бы разных носителей вы не использовали, каждый раз замечаете ошибки, которые не заметили в предыдущий раз.
Например, я нахожу разные ляпы, выложив текст в ленту соцсети, в электронной книжке и на распечатке, потом размещаю где-нибудь на лит.портале... и тут же обнаруживаю ранее не замеченные...
Пожалуйста! Не думайте, что если вы написали, то на этом работа закончена! На редактуру порой уходит в несколько раз больше времени, чем на написание — но, конечно, в том случае, если вы пишите книгу или рассказ в сборник, а не просто сиюминутный пост...
Увы, практика показывает, что многие категорически не хотят редактировать свои тексты.
Как-то раз у нас шла программа "55 слов" — нужно было написать рассказ, состоящий именно из 55 слов. Больше не нужно. И меньше — тоже. Люди пишут кто 48, кто 56 слов — прошу: "сделайте именно 55 слов!" — в ответ недоумение: "я же написал(а), рассказ готов, тут уже нечего править"...
Не существует ни одного художественного текста, из которого нельзя выкинуть ни одного слова. И в который нельзя добавить слова. Если вы удовлетворены тем, что написали, то, увы, читателям ваша убежденность вряд ли передастся. Пока вы не поработали над своим текстом, не стоит его отправлять издателю или публиковать самостоятельно — это неуважение не только к читателю, но и ваше личное неуважение к собственному труду.
Уф.
Надеюсь, что вы сможете заняться редактурой своих текстов. Если нет... Что ж, графоманами полон интернет...
Рекомендуем также почитать:
- Сочетание глагольного и описательного действа
- Диалоги: Квестимы и деклатимы
- Эгрегор: понятие и виды
- Текст и три мозга
- Дефисы и тире
На сайте ТЛТ не скучно!
- Список всех статей, уже выложенных на сайте ТЛТ
- Список программ, которые проводились и сейчас проводятся в группах ТЛТ
- Все книги участников ТЛТ, написанные самостоятельно или в рамках программ ТЛТ.
0 Комментариев