Примеры описания персонажей

Герои и персонажи

Рекс Стаут: примеры описания персонажей

Американский писатель Рекс Стаут написал множество произведений, самыми известными из которых является криминальная серия про детективов Ниро Вульфа и его верного подчиненного Арчи Гудвина.

Многие из вас читали эти книги. Если они есть у вас на полке — возьмите и пролистайте. Если нет, то обязательно найдите (в бумажном или электронном виде) и перечитайте или, хотя бы, просмотрите. Помимо оригинальных сюжетов (чем, впрочем, отличаются и многие другие авторы), у Арчи Гудвина, от лица которого ведутся все рассказы серии, есть три прекрасных черты — это вот эти очень точные описания персонажей, чувство юмора и довольно редко встречающаяся у героев книг самоирония (по части самоиронии, пожалуй, никто не сравнится с Иоанной Хмелевской, хотя такой подход встречается у многих авторов, классический пример — "Трое в лодке не считая собаки" Дж. К. Джерома).

Но вернемся к Рексу Стауту. Вот, например, некоторые из сотен характеристик, которые он давал очередным клиентам и подозреваемым устами Арчи Гудвина.

 

«В этот момент у входа на террасу появилась еще одна группа людей во главе с исключительно симпатичной особой лет двадцати двух, в полосатом костюмчике с пояском, с непокрытой головой, желтовато-коричневыми глазами и мягким чувственным ртом. За ней шел высокий стройный молодой человек не намного моложе меня. в коричневых брюках и пуловере. Замыкал шествие некий тип, которому следовало бы находиться в другом месте, а именно – на территории, ограниченной Сорок второй улицей с юга, Девяносто шестой – с севера, Лексингтонавеню и Бродвеем – с востока и запада. Там такие типы смотрятся, но в этой провинции их роскошные костюмы, модные рубашки и кричащие галстуки просто режут глаз.» («Где Цезарь кровью истекал»).

 

«…бульдожья челюсть, квадратный подбородок, тонкие губы, неприятный рот…» («Горький конец»).

 

«Эйприл я видел раньше на сцене. Теперь же, присматриваясь к ней в обычной обстановке, я подумал, что при желании она могла бы взять штурмом и кабинет Ниро Вульфа. Она производила впечатление женщины вспыльчивой, капризной и ошеломляющей. А когда она благодарила меня за придвинутый стул, я решил, что, как только накоплю денег для покупки новых ботинок, обязательно женюсь на ней.

Гигант мысли и директор колледжа Мэй поразила меня. Была она очень миленькой. Только потом, увидев, как она умеет решительно сжимать губы и при необходимости резко обрывать собеседника, я пересмотрел свое решение, но первое мое мнение было таково: симпатичное, безвредное и не совсем престарелое создание.

Джун, иначе миссис Данн, казалась миниатюрнее младшей сестры, весьма худощавой, чтобы не сказать тощей, была седой и какой-то неспокойной. Глаза ее выдавали человека, который никогда не был удовлетворен. И не будет.

Вот что у них было одинаковым, так это лбы – широкие, с сильно обозначенными впадинами висков и глубокими глазницами.

…Стоффер выглядел лет на сорок – сорок пять. Он бы вполне сошел за интересного мужчину, если бы не следил так за своим лицом. Очевидно, он придерживался какого-то определенного жизненного принципа.

Второму, Прескотту, было, вероятно, около пятидесяти. Среднего роста, с округлым брюшком, которое наводило на подозрение, что если он наклонится завязать шнурки, то выпрямиться уже не сможет... На нем были рубашка и галстук от Метцгера и костюм за полторы сотни долларов с цветком в петлице.» («Завещание»).

 

«...у меня было предубеждение к Юджину еще до того, как его увидел. Его внешность не изменила моего отношения к нему. Он был еще недостаточно стар, чтобы не помнить, что подарила ему жена на сорокалетие, но и не настолько молод, чтобы надеяться на подобный подарок. Его лицо казалось вырубленным из дерева и сделанным безо всяких излишеств. Серый «в елочку» костюм мог быть куплен в любом из универсальных магазинов от Сан-Диего до Бангора. По правде говоря, единственной особенностью этого человека было то, что его звали Юджин.» («Вместо улики»).

 

«Тем, кто только видел, но не знал Сола Пензера, он мог показаться невзрачным, дурно выбритым, маленьким носатым человечком. Для тех, кто его знал, – для Вульфа и для меня, например, – внешность Сола ничего не значила. Он был одним из лучших детективов в Нью-Йорке» («Умолкнувший оратор»).

 

«Личность стоящего передо мной человека была ясна как дважды два. Несмотря на солнечный день, на нем была черная фетровая шляпа и наглухо застегнутый дождевик. Не верилось, что он видит что-нибудь своими светло-серыми глазами, потому что лицо его было набальзамировано… во всяком случае, оно будет выглядеть так после того, как он испустит последний вздох и его набальзамируют.» («Прежде, чем я умру»).

 

Уф. Это первое, что мне попалось на глаза. Вообще у него уйма таких вот описаний, по 5-10 в каждой повести. И просто завораживает, что он никогда не повторяется! У одной героини «нос пуговкой», у другой — шея грязная, у третьей маленькие, глубоко запавшие глазки, которыми она сверлит собеседника…, четвертая — златокудрая богиня, пятая — обворожительная Сильфида… Их невозможно перепутать! Они такие же разные, как люди, которых нас окружают.

 

Однако для многих авторов попытки описать персонажей (часто "списанных" со своих знакомых) обычно заканчиваются тем, что все люди оказываются «на одно лицо». Как это отмечали братья Стругацкие:

«— Вот я и раньше читал вашу рукопись, Михаил Антонович, — сказал он наконец. — Сейчас я не буду касаться литературной стороны дела. Но почему они у вас все такие милейшие и превосходнейшие? Нет, они действительно, наверное, хорошие люди, но у вас их совершенно нельзя отличить друг от друга.

— Что верно, то верно, — сказал Жилин. — Уж кого-кого, а капитана Варшавского я отличу от кого угодно. Как это он выражается? «Динозавры, прохвосты, тунеядцы несчастные».

— Нет, извини, Ванюша, — с достоинством сказал Михаил Антонович, — мне он ничего подобного не говорил. Вежливейший и культурнейший человек.» («Стажеры»).

 

Рекомендуем также почитать:

Типы и количество персонажей

Как выбирать имена персонажам

Сочетание глагольного и описательного действа

Павел Крусанов: Как сделать бестселлер

Что мы пишем? Формы литературных произведений

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

 

Автор статьи: Лолита Волкова
3 1143

3 Комментария

17:33, 21.02.2016

Сразу захотелось почитать Стаута. Только вот не знаю, с какой книги начать)

08:18, 22.02.2016

Можно с самого начала. Можно с того, что попадется под руку. Если хочешь, скину файлы, но у меня только в формате fb2.

18:10, 27.11.2018

Отличные описания, сразу образы встают перед тобой!

Добавить комментарий