Что мы пишем?
Форм литературных произведений существует множество. Из всего многообразия мы рассмотрим лишь основные.
1. Размер полностью сюжетно законченного самодостаточного художественного произведения:
- рассказ — небольшое, обычно до 1 авторского листа (а. л.), то есть 40 тыс. знаков включая пробелы;
- роман — объемное (обычно от 7 до 25 а. л.);
- сериал — объединенная одной идеей и/или одними и теми же героями и ключевыми персонажами серия рассказов или романов.
Мы на наших занятиях будем использовать только эти три формы.
Замечу лишь, что среднее между рассказом и романом произведение обычно называют повестью, однако терминология не устоялась и называть любые произведения можно как угодно — некоторые авторы называют рассказом кирпич в 4 а.л., другие называют романом текст в 2 а.л., а третьи талмуд в 30 а. л. повестью.
Да, конечно, есть еще сценарии, новеллы, пьесы, оды, песни и т. д., но их стоит рассматривать в рамках специальных курсов. В общей части программы мы их затрагивать не будем.
2. Тематика обычно имеет древние корни (сказки, мифы, легенды, сказания). Сюжетное направление предопределяется одним из следующих направлений:
Название «авантюрный роман» показывает только цель автора — «авантюрный» можете заменить «увлекательный».
Можно, конечно, остановиться на более прозаических темах: «мои душевные кошмары», «рассказ о сволочи, которая испортила мне жизнь», «просто хочу описать красоту природы» и т.д., но если вы хотите писать не только для себя, но и для читателя, лучше все же использовать тематику авантюрного романа.
3. Сюжет — см. «36 сюжетов Польти».
Можно, конечно, попытаться придумать нечто свое (как в книге Мариам Петросян «Дом, в котором»), но пока мы этим заниматься не будем.
4. Скелет произведения
Скелет (каркас) произведения включает:
- Место действия,
- Время действия (исторический период, длительность Истории),
- Героев,
- Персонажей,
- Атмосферу/Фон,
- Стержневую историю,
- Вспомогательные истории.
Все это скрепляется мышцами и тканями
- Конфликтами,
- Мотивами,
- Реакциями на внешние события.
Лишь после этого можно начинать наращивать «мясо и жир».
Обычно такую систему описывают в 2-х видах:
- Аннотация — краткое содержание на 1-2 абзаца;
- Фабула — описание событий на 1-3 страницы.
Стержень любого литературного произведения составляет История. О ком-то или о чем-то. Бессмысленно описывать ваши будни, в которых повторяется одно и то же – даже если это дневник. «День сурка» имеет глубокий смысл, но не повторяйте его, если события не меняются!
История должна быть близка автору и читателю. Поэтому лучше брать за основу архитипичные (типовые) истории.
Аннотация — краткое (на 1-2 абзаца) изложение сюжета. В идеале она несет рекламный посыл: зачем читать эту книгу?
Фабула – перемещение внутри истории, выбор верного направления из множества возможных. Покорение дальних планет, любовная история, борьба со злом, житейская драма/комедия, противостояние социальной несправедливости…
В одной книге может описываться несколько архетипических историй. Но все равно в книге/серии книг рассказывается только одна главная история — все остальные служат для обогащения сюжета и помощи автору реализовать свою сверхидею.
Итак, на первом этапе мы выбираем для нашей Истории размер, тематику, стержневой и один или несколько дополнительных сюжетов (впрочем, дополнительные могут придти и позже, в процессе написания произведения).
Рекомендуем также почитать:
- Как писать аннотацию? Примеры
- Сюжетный стержень Истории
- Стихотворение как фабула
- Как выбирать имена персонажам
Список всех статей и других материалов сайта ТЛТ вы найдете _здесь_.
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев