Как выбирать имена персонажам?

Герои и персонажи

Как выбирать имена персонажам?

Лолита Волкова

У не слишком опытных или образованных авторов порой бывает, что два персонажа, совершенно разных по придуманным вами характеристикам, оказываются схожими по именам. И это дезориентирует читателя.

Привожу только два приема для того, чтобы избежать этого.

Прием 1. Буквы и слова

Помните классический пример:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Да, именно так и устроен наш мозг. Человек выхватывает первые и последние буквы, игнорируя остальное.

 

Для художественных произведений это лучший пример того... как надо создавать имена для героев и персонажей.

Например, я проводила эксперимент — написала «Гарри Портер — мальчик-волшебник...» и ошибку в написании заметил лишь 1 человек из более 800 прочитавших! При учете, что я специально попросила найти в моем тексте очепятки (там были и другие — их-то вот нашли многие, а на ошибку в фамилии никто не обратил внимания)!

 

Итак, правила подбора имен:

  • желательно, чтобы имена главного героя и основных персонажей начинались с Разных букв! Не стоит вводить «Ваня и Вадя» — лучше пусть будет «Иван и Вадим» или «Ваня и Димон»;
  • желательно, чтобы имена имели разную длину — глаз замечает не только буквы, но и величину слова! «Вениамин и Ваня» глаз различит как разные (правда, если вы используете сокращение «Веня и Ваня» — читатель уже дезориентируется);
  • желательно, чтобы сокращенные варианты тоже имели разную длину и не содержали одинаковых букв в начале или в конце. Например, «Колю» и «Толю» читатель тоже может спутать, хоть они и начинаются на разные буквы. Лучше будет развести близко звучащие имена по длине — "Николай и Толя", "Коля и Анатолий" или хотя бы дать им разные окончания — "Колян и Толя".

То же самое касается фамилий.

А подбирая Имена+Фамилии, и, тем более, Имена+Отчества+Фамилии будьте еще внимательнее: «Василий Игнатович Противин» и «Валерий Иванович Протасов» сольются у читателя в одного человека даже если упоминать вы их будете в одном абзаце! А если на разных страницах — то все, крышка, их никто не различит. Поэтому действуют те же правила:

  • Имена, Отчества и Фамилии разных персонажей должны начинаться с Разных букв;
  • У разных персонажей они должны различаться по длине: короткое Имя + длинное Отчество + средняя Фамилия у одного персонажа, длинное имя + среднее отчество + короткая Фамилия у другого и т.д.
  • Если персонажей много и букв на всех не хватает, старайтесь использовать не слишком часто встречающиеся имена-отчества и фамилии, в том числе и заимствованные у других народов. «Марата и Мурата» читатели могут перепутать, но вот «Матвея и Марата» им будет различить немного легче;
  • Без особой необходимости не стоит делать схожие имена-перевертыши, например, Василий Матвеевич и Матвей Васильевич — волшебным образом в голове читателя они тоже сольются в одно.

В принципе для персонажей, которые не являются ключевыми, но периодически встречаются в произведении, удобно давать имена-фамилии, начинающиеся с одной буквы, например, Игнат Истомин или Петр Плесов.

Так Роулинг подобрала имена Парвати Патил и Пэнси Паркинсон — оба имени женских, начинаются на одну букву, но имеют разную длину букв в именах и фамилиях и разное происхождение (английское и индийское имена сложно спутать). Они легко запоминаются — что очень удобно для редко, но все же несколько раз встречающихся в тексте персонажей.

Прием 2. Длина и значение имени

Помимо чисто зрительной длины имен (отчеств, фамилий), для ГГ и ключевых персонажей важно подчеркивать именем и значительность героя. Здесь есть небезусловное, но все же обычно работающие правила:

  • Главный герой должен иметь легко произносимое и желательно не слишком длинное имя. Исключения бывают даже в классических произведениях, но все равно читатель хуже воспринимает слишком сложные для запоминания имена, а впоследствии обычно вспоминает лишь фамилию ("Обломов", "Ленский") или (реже) имя-отчество ("Вера Павловна").
  • Важный для ГГ персонаж может иметь имя более длинное. Желательно, чтобы оно при этом было еще и легко произносимым, четко опознаваемым и не похожим на имена любых других персонажей.

Так, для мудрого волшебника, директора Хогвартса и наставника Гарри Роулинг подобрала длинное перечисление имен (Альбус-Персиваль-Вульфрик-Брайан Дамблдор), дабы подчеркнуть его значимость в жизни ГГ.

  • Для части персонажей можно ввести «говорящие» имена или фамилии. При этом нужно использовать либо прямое значение, либо противоположное, но ни в коем случае не бессмысленное.

Можете посмотреть, например, как тщательно Роулинг подбирала имена для своих персонажей (и не только имена, но и названия!).

 

Рекомендуем также почитать:

Страхи мужчин и женщин

Сюжетный стержень Истории

Текст и три мозга

Короткая история одной любви, рассказанная в глаголах

Список всех статей и других материалов сайта ТЛТ вы найдете _здесь_.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
1 1365

1 Комментарий

20:37, 17.09.2018

Благодарю! Нужная статья!

Добавить комментарий