Словарь с примерами

Словарь автора:
литературные термины
с примерами

Лолита Волкова

Курсивом выделены перекрестные ссылки, т.е. вы можете найти слово в этом словаре.

Авторский лист (а. л.) — единица измерения для любого печатного произведения при расчетах с авторами, редакторами, корректорами. 1 а. л. составляет:

  • для прозы — 40 тыс. знаков включая пробелы,
  • для стихотворений — 700 строк,
  • для иллюстраций — 3 тыс. кв. см.

Кроме того он может измеряться в страницах:

  • 1 а. л. = 22 стр. машинописного текста (1 стр. = 1800 знаков включая пробелы или примерно 30 строк х 60 знаков в строке).

В издательствах рукописи принимаются в а. л.:

  • газеты — до 1 а. л. (обычно значительно меньше);
  • журналы — до 2 а. л.;
  • брошюры — до 4 а. л.
  • книги — чаще всего от 5 до 25 а. л. (в твердой обложке обычно от 7 а. л.).

На сайтах объем не так значим, поэтому чаще нужны оформленные должным образом страницы (текст, содержащий подзаголовки, списки, выноски, сопровождаемый иллюстрациями, презентациями, аудио- и видеороликами).

При расчетах на интернет-биржах копирайтинга объем текста чаще считается в количестве знаков без пробелов, что объясняется исключительно жадностью заказчика (при наборе текста пробел набирается точно также, как любой другой знак).

Амфиболия — двусмысленное предложение, возможность интерпретировать его различными способами:

  • Берега Арагвы и Куры / Узрели русские полки (А. С. Пушкин "Евгений Онегин") — при чтении вслух фраза может звучать двояко
  • Работать нельзя отдыхать — в зависимости от знака препинания смысл фразы меняется на противоположный.

Чаще всего амфиболия используется в заголовках (изначально в желтой прессе, теперь часто в интернет-статьях) для привлечения внимания, хотя некоторые авторы любят обыгрывать такие фразы для придания большей иронии или остроты тексту.

Анизотропия сюжета — необратимость происходящих в произведении событий (см. Сюжет линейный).

  • Убийство — расследование — выявление преступника.
  • Он и она встречаются — влюбляются — свадьба.
  • Отправился в путь — путешествие — возвращение.

Если в произведении не хватает одного из обязательных элементов (убийство—расследование, убийство—преступник пойман), читатель будет в недоумении — зачем это написано и зачем он тратил время на чтение. Однако в некоторых случаях (обычно при описании прошлого или в побочных сценках) анизотропия может сохраняться без некоторых элементов, например, ГГ вспоминает, что через три месяца после первой встречи с любимой они поженились, или ГГ вначале провожает, а потом встречает друга из путешествия (о самом путешествии почти не упоминается).

Главный герой (ГГ) — основное действующее лицо Истории, о метаморфозах которого рассказывает автор. В любовных и некоторых других Историях (редко в других) может быть два ГГ. См. также Действующие лица.

  • Ромео и Джульетта (Шекспир)
  • Д’Артаньян («Три мушкетера» А. Дюма)
  • Пьер Безухов («Война и мир» Л. Н. Толстого)
  • Шерлок Холмс и доктор Ватсон (А. К. Дойль)
  • Ниро Вульф и Арчи Гудвин (Р. Стаут)
  • Гарри Поттер (Дж. Роулинг)

ГГ — см. Главный герой.

Действующие лица произведения — см. главный герой и персонажи Истории. В произведении не должно быть действующих лиц, которые засоряют действие и не работают на сюжет. Подробнее в статье...

Диамант — мелкий типографский шрифт. Раньше он равнялся 3, а теперь 4 пунктам. Такой (и более) мелкий кегль иногда используется для печати подстрочных и надстрочных индексов при использовании мелких шрифтов (например, два в квадрате мы пишем как 22, или хi), но чаще — при печати мини-книг.

История — законченное художественное произведение, имеющее завязку, середину и развязку. Может иметь автора, но может и не иметь (например, народные сказки). На этом сайте История, которую рассказывает автор, всегда пишется с заглавной буквы (в отличие от истории как науки).

Кегль — высота шрифта, то есть любых букв, цифр и других знаков в строке. Измеряется в пунктах (пт). В обиходе издателей и разработчиков сайтов вы часто услышите "печатайте 12-тым кеглем" или "используйте шрифт с кеглем не менее 24" — это важно, поскольку влияет на восприятие текста глазом (хотя в этом не меньшую роль играют вид шрифта и интерлиньяж). Но означает это всего-навсего, что предельная высота шрифта в строке не должна быть, соответственно, более 12 или 24 пт.

Логорея (словесный понос, речевое недержание) — длинная бессмысленная речь, не имеющая логики, или долгие рассуждения "на тему" без стержня и выводов ("буду говорить, хоть и нечего говорить"), часто начинаемая медленно, а затем все ускоряемая, словно оратор пытается успеть высказать некие мысли (которых у него, как правило, нет, но он об этом не догадывается). Может быть вызвана:

  • серьезными неврологическими заболеваниями (шизофрения, маниакальные состояния);
  • заявленной ценностью (сейчас до 90% бесплатных вебинаров проходят именно в стиле логореи, сопровождаемой назойливым навязыванием платного продукта);
  • потребностью отличиться — речи некоторых политиков (амплуа "шут") вполне расчетливо строятся на принципах логореи, часто с мощным эмоциональным давлением оратора (В. Жириновский).

В литературе автор может вкладывать в уста персонажей такие речи, чтобы раскрыть их недалекость, но лучше этим не злоупотреблять. Бессвязность текста, порождаемая настойчивым желанием высказаться ("я вам все скажу, что думаю"), иногда отличает графоманов.

Мини- и микро-книги — миниатюрные издания, часто представляющие художественную ценность с точки зрения мастерства издателей. Самая маленькая книга ("Басни" И. А. Крылова) в царской России была напечатана специально отлитым серебряным шрифтом диамант (тогда он составлял 3 пункта) в 1855 году, через 11 лет после смерти писателя. Такие работы всегда славили искусных умельцев (вспомните подкованную блоху в "Левше" Н. Лескова). Сейчас подобные мини-книги обычно издаются шрифтом в 1-3 кегля, и размером в 4-6 см в ширину и 6-8 (иногда до 10) см в высоту фото-механическим методом — читают их с помощью лупы. Микро-книги имеют размер менее 1 см. Особыми шедеврами сегодня являются микро-книги (размером 3х4 мм или 3,5х5 мм), но читать их можно разве что с помощью микроскопа. Более того, существуют и рукописные микро-книги, большинство из них — с выполненными вручную же иллюстрациями. Сейчас такие книги иногда издают с помощью факсимильной печати.

Мир Истории (сеттинг) вымышленный — мир, придуманный автором. Законы и особенности мира определяются фантазией автора и жанром. Вымышленность может быть разного уровня. Чаще всего выделяют:

  • сказку — смешение вымышленного и реального: народные сказки, «Мэри Поппинс», «Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес» и др.;
  • фантастику научную включение в описание мира невозможного, но имеющего рациональное объяснение (превращение невозможного в вероятное): миры Жюля Верна, Герберта Уэллса, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, Ивана Ефремова, Сергея Снегова, А и Б. Стругацких и др., фильмы «Приключения Электроника», «Звездные войны» и др.;
  • фэнтези — включение в описание мира невозможного, не имеющего аналогов в реальности: миры Джона Толкина, Сергея Лукьяненко, «Гари Поттер», большинство ужастиков (напр., Стивена Кинга), другие миры со сверхъестественными существами (вампирами, оборотнями, великанами, гномами, эльфами, призраками, зомби и т.д.).

Мир Истории (сеттинг) реальный — автор помещает действие в привычный читателю/зрителю мир — далее все зависит от жанра:

  • действие «Мастера и Маргариты» и похождений Шерлока Холмса происходит в реальных городах — у зданий и квартир есть даже точные адреса; почти все основные атрибуты (улицы, организации) мира реальны — автор придумывает лишь героев, персонажей и их приключения (в биографических романах даже их придумывать не нужно — автор выбирает лишь ключевые и показательные эпизоды из жизни главного героя, лишь изредка придумывая персонажей и ситуации для того, чтобы подчеркнуть те или иные черты и динамику психологического роста ГГ).

Метаморфозы главного героя — последовательные изменения, происходящие с ГГ по мере разворачивания Истории:

  • в крупных произведениях (эпопея, роман) ГГ обычно проходит 3 стадии. "взросления" (не по возрасту, а по опыту, мировоззрению, отношению к жизни, пониманию других людей или законов природы и общества, философских откровений и т.д.);
  • в малой прозе (сказки, рассказы, новеллы, иногда повести) совершается 1-2, реже все 3 метаморфозы;
  • в развивающихся сериалах каждый из главных героев (Гарри Поттер, Сомс Форсайт и др.) проходит все 3 стадии метаморфоз, причем иногда развиваются и ближайшие ему персонажи (Рон Уизли, Ирэн Форсайт), проходя 1-2 метаморфозы (хотя чаще всего начальный архетип для подавляющего большинства персонажей остается единственным — Луна Лавгуд, Волдеморт; Джеймс, Тимоти и другие Форсайты), а для демонстрации того, как взрослели и менялись наиболее значимые персонажи, автор делает отступления от основной линии и рассказывает их предыстории (профессор Снейп, Дамблодр) или вставные истории (Невилл Лонгботтом, Перси Уизли);
  • в сериалах с повторяющимся сюжетом (чаще детективных — Щерлок Холмс, Пуаро и др.) архетип ГГ и ближайших ему персонажей задаются жестко и не подлежат метаморфозам.

Иновремя — абстрагирование Истории от конкретной эпохи или намеренная игра автора со временем («машина времени», альтернативная история, перенос в другую реальность, где нет привязки к привычному нам делению на эпохи и т.д.) в фантастике и фэнтези:

  • разнообразные машины времени в разных произведениях;
  • «Остров Русь» Лукьяненко;
  • безвременье, в которое попал Дамблдор (фанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления»);
  • мир Ехо Макса Фрая и др.

Жанр литературный — обобщенная характеристика формы или содержания литературного произведения. Бывают произведения написанные в одном жанре (сказка, детектив и т.д.), но сейчас чаще в одном произведении смешиваются различные жанры См. список и описание жанров Есть множество разных классификаций:

  • Эпос, Драма
  • Трагедия, Комедия, Драма.
  • Рассказ. Новелла. Повесть. Роман. Эпопея и др.

Персонаж — действующее лицо произведения, помогающие автору наиболее ярко провести своего ГГ через все перипетии Истории. Степень проработки и воздействия на сюжет различных персонажей могут быть очень разными.

Детально проработанные персонажи:

  • Наташа и др. Ростовы, князь Андрей и др. Болконские, Анатоль Курагин и др.
  • Атос, Портос, Арамис
  • Доктор Ватсон
  • Рон Уизли и Гермиона Грейнджер, Невилл Логнботтом, Снейп, Дамблдор и др.

Остальные персонажи малозначимы и описываются либо 1-2 штрихами (высокий / худой / сварливый / усатый…) либо просто как люди некой группы (ученики класса, отдыхающие на пляже, солдаты, клерки…). Подробнее читайте в статье  Количество и виды персонажей.

Плеоназмы — излишества в тексте ("в январе месяце"), порождаемое дублированием слов и смыслов (см. также Тавтология). Их порой используют в тексте специально, чтобы:

  • усилить эмоциональную составляющую ("накатывали волны восторга, эйфории, ликования") — в большинстве случаев лучше поработать с текстом, чтобы не угнетать его таким обилием синонимов;
  • показать неразвитость, низкий интеллект или временную "отключку мозга" персонажа ("это был ужас кошмарно ужасный").

Но в большинстве случаев плеоназмы в тексте — свидетельство низкой грамотности, малого опыта, небрежного отношения автора к тексту или просто непониманием автором смысла термина. Примеры таких фраз:

  • "идет по направлению к магазину";
  • "впервые познакомился";
  • "свободная вакансия";
  • "вернулся обратно";
  • "топать ногами" ("смотреть глазами");
  • "каждая минута времени";
  • "молодая девушка";
  • "государственный чиновник".

Приквел — произведение (роман, рассказ, фильм, пьеса...), в котором рассказывается предыстория событий базового произведения. Это может быть повествования о событиях в жизни Главного Героя, предшествующих основному сюжету (сериал "Детство Шелдона" о школьных годах одного из героев сериала "Теория Большого взрыва"). Иногда это рассказ о жизни "до" не главного, но одного из ключевых персонажей базового произведения (фильм "Фантастические твари и где они обитают" о молодых годах Дамблдора в мире "Гарри Поттера").

Сеттинг — реальный или вымышленный мир Истории, придуманный автором, в котором происходит действие Истории. Включает:

  • место (город, планета, за́мок, квартира…),
  • эпоха (современность, прошлое, будущее, иновремя),
  • антураж, сопутствующие обстоятельства (напр., наличие магии, определенное общественное или государственное устройство и т. д.)

Сиквел — продолжение Истории. Если читателям полюбился какой-то рассказ или роман, то они интересуются у писателя: а что с героями будет дальше? И если писатель тоже любит своих героев до такой степени, что не может с ними расстаться, то он пишет сиквел — часто тоже вполне самодостаточное произведение, но с теми же героями и в тех же "кулисах" (например, "Проклятое дитя" Роулинг). Но иногда писателю уже нет дела до рассказанной (выплеснутой) им Истории, либо он уже умер, но произведение, созданное им, настолько потрясло читателей, что появляются люди, которые начинают писать фанфики-продолжения. Так в книге "Сын Портоса" (и множестве других фанфиков) получили свое продолжение истории мушкетеров Александра Дюма-отца, а в книге "Скарлет"  (и десятках других фанфиков) продолжается История главной героини романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром".

Сюжет линейный (хроникальный, анизотропный) — естественно движущееся уникальное действие, состоящее из одного или множества связанных или обуславливающих друг друга уникальных, неординарных событий. См. Анизотропия сюжета. Именно так строятся большинство мировых бестселлеров — основной сюжет развивается последовательно, иногда отвлекаясь (развлекая или поучая читателя) на небольшие ответвления. Такой сюжет похож на жгут или заплетенную косу:

  •  Одиссея, Дон Кихот, Евгений Онегин, Швейк…

Сюжет нелинейный — комплекс рассказов, едва объединенных общей идеей, сюжетом или общей концовкой:

  • вставные сюжеты, четко отделенные от основного повествования («Мастер и Маргарита», «Мертвые души» — новелла о капитане Копейкине, «Герой нашего времени») — автор вкрапляет инородные сюжеты для разъяснения или усиления сюжета;
  • стилистическая нелинейность — сам сюжет линейный, но стилистика разных частей резко отличается, как, например, в романах Уилки Колинза («Женщина в белом», «Лунный камень»), которые написаны от лица самых разных лиц, являющихся то рассказчиками, то персонажами;
  • хаотичная свалка — любимое занятие начинающих авторов и графоманов.

Тавтология — повторение одинаковых или однокоренных слов в одной фразе (хорошие писатели, работая над текстом, следят, чтобы таких повторов не было и внутри абзаца):

  • "масло масляное";
  • "наряду с успехами, хочу отметить и ряд недостатков";
  • "открыл открытие".

В некоторых случаях тавтология бывает уместной ("мать — это мать"), но лучше ею не злоупотреблять и использовать лишь там, где нужно подчеркнуть, усилить впечатление от текста (желательно не чаще, чем 1-2 раза в книге). См. также Плеоназмы.

Топпинг — это очень хороший и многозначный термин для автора. Он имеет различные значения:

  • в строительстве топпингом (упрочнителем) называют специальную смесь, наносимую на внешние и внутренние стенки бетонного покрытия для придания им большей прочности (обычно это цемент, в который добавляют различные вещества для придания лучших абразивных или ударопрочных свойств)
  • в кулинарии этот термин означает навершие блюда, которое отличается от самого блюда и служит для украшения и/или придания особых вкусовых свойств (например, веточка укропа на салате, засахаренная вишенка на торте или кусочек лайма на стакане с коктейлем).

Автор должен постоянно помнить о необходимости топпинга:

  • структурный топпинг "цементирует" Историю — структура произведения должна быть хорошо "скроенной" (ничего лишнего) и тщательно "сшитой" (даже отклоняясь от основного сюжета, периодически перебрасывать мостики к нему);
  • стилистический топпинг должен делать Историю хорошо читаемой — стилистически текст не должен иметь лишних слов (они мешают, тормозят читателя — не стоит перегружать тест тропами, и стоп-словами) и неграмотных предложений (фразы вроде "красный шляпа" или "" так же портят текст, как орфографические ошибки);
  • цепляющий топпинг должен привлечь и заворожить читателя — нельзя забывать о "ягодках", текст должен содержать привлекательные для читателя "крючки", улучшающие "вкус" (ответы на актуальные вопросы, полезные советы и т.д.) и "вид" (изящные метафоры, соответствие формы и содержания и т.д.) Истории.

Фразеологизм — устойчивое выражение, закрепившееся в речи людей некого круга ("все, кто читал Стругацких", "все, кто живет в нашем городе", "все панки"...). Их стоит вставлять в произведение, чтобы подчеркнуть, что автора и читателя объединяют некие общие знания или ценности. Подробнее...

Хроника:

  • описание исторических событий в хронологическом порядке;
  • исторические произведения, описывающие период средневековья (летопись).

Экспозиция — часть повествования, размещаемая до начала основного сюжета.

  • Чаще всего является описанием предшествующих завязке событий, порождающих конфликт (завязку сюжета). Иногда такая завязка является началом дороги (герой отправляется в путь — д'Артаньян прощается с отцом и матерью и уезжает в Париж), но чаще — описанием беспечной или беспросветной жизни Героя, предшествующей событиям, описываемых в Истории
  • Иногда — контрастное (чаще лирическое) вступление, позволяющее эмоционально подчеркнуть произошедшие впоследствии изменения в ритме жизни или судьбе героя и персонажей (начало книги "Далекая радуга" братьев Стругацких).
  • Иногда — краткое описание Мира Истории, что особенно любят авторы исторических хроник и фэнтези. Нагрузив читателя малопонятными
  • Очень редко — сцена из середины или кульминационного момента книги. По авторской задумке это должно вовлечь читателя в сюжет или заинтриговать, однако сделать это бывает сложно и редко кому из авторов удается.

 


 

Другие подборки вы найдете в разделе "Словари и шпаргалки для автора"


А в каталоге статей вы найдете другие полезные и интересные материалы:

Полезно? Поделись с друзьями!

Невсякинг
Словари для автора
Квесты для авторов
Шпаргалки для авторов
Тесты
Доска объявлений