Что мы пишем?

Фабула и структура

Что мы пишем?

Что мы пишем?

Форм литературных произведений существует множество. Из всего многообразия мы рассмотрим лишь основные.

 

1. Размер полностью сюжетно законченного самодостаточного художественного произведения:

  • рассказ — небольшое, обычно до 1 авторского листа (а. л.), то есть 40 тыс. знаков включая пробелы;
  • роман — объемное (обычно от 7 до 25 а. л.);
  • сериал — объединенная одной идеей и/или одними и теми же героями и ключевыми персонажами серия рассказов или романов.

Мы на наших занятиях будем использовать только эти три формы.

Замечу лишь, что среднее между рассказом и романом произведение обычно называют повестью, однако терминология не устоялась и называть любые произведения можно как угодно — некоторые авторы называют рассказом кирпич в 4 а.л., другие называют романом текст в 2 а.л., а третьи талмуд в 30 а. л. повестью.

Да, конечно, есть еще сценарии, новеллы, пьесы, оды, песни и т. д., но их стоит рассматривать в рамках специальных курсов. В общей части программы мы их затрагивать не будем.

 

2. Тематика обычно имеет древние корни (сказки, мифы, легенды, сказания). Сюжетное направление предопределяется одним из следующих направлений:

Авантюрный роман

Название «авантюрный роман» показывает только цель автора — «авантюрный» можете заменить «увлекательный».

Можно, конечно, остановиться на более прозаических темах: «мои душевные кошмары», «рассказ о сволочи, которая испортила мне жизнь», «просто хочу описать красоту природы» и т.д., но если вы хотите писать не только для себя, но и для читателя, лучше все же использовать тематику авантюрного романа.

 

3. Сюжет — см. «36 сюжетов Польти».

Можно, конечно, попытаться придумать нечто свое (как в книге Мариам Петросян «Дом, в котором»), но пока мы этим заниматься не будем.

 

4. Скелет произведения

Скелет (каркас) произведения включает:

  • Место действия,
  • Время действия (исторический период, длительность Истории),
  • Героев,
  • Персонажей,
  • Атмосферу/Фон,
  • Стержневую историю,
  • Вспомогательные истории.

Все это скрепляется мышцами и тканями

  • Конфликтами,
  • Мотивами,
  • Реакциями на внешние события.

Лишь после этого можно начинать наращивать «мясо и жир».

Обычно такую систему описывают в 2-х видах:

  • Аннотация — краткое содержание на 1-2 абзаца;
  • Фабула — описание событий на 1-3 страницы.

Стержень любого литературного произведения составляет История. О ком-то или о чем-то. Бессмысленно описывать ваши будни, в которых повторяется одно и то же – даже если это дневник. «День сурка» имеет глубокий смысл, но не повторяйте его, если события не меняются!

История должна быть близка автору и читателю. Поэтому лучше брать за основу архитипичные (типовые) истории.

Аннотация — краткое (на 1-2 абзаца) изложение сюжета. В идеале она несет рекламный посыл: зачем читать эту книгу?

Фабула – перемещение внутри истории, выбор верного направления из множества возможных. Покорение дальних планет, любовная история, борьба со злом, житейская драма/комедия, противостояние социальной несправедливости…

В одной книге может описываться несколько архетипических историй. Но все равно в книге/серии книг рассказывается только одна главная история — все остальные служат для обогащения сюжета и помощи автору реализовать свою сверхидею.

Итак, на первом этапе мы выбираем для нашей Истории размер, тематику, стержневой и один или несколько дополнительных сюжетов (впрочем, дополнительные могут придти и позже, в процессе написания произведения).

 

Рекомендуем также почитать:

 

Список всех статей и других материалов сайта ТЛТ вы найдете _здесь_.


Понравилось? Поделись с друзьями!

0 705

0 Комментариев

Добавить комментарий