Виды и жанры литературы

Жанры и сюжеты

Виды и жанры литературных произведений

Лолита Волкова

Перечисляю здесь некоторые виды литературных произведений — в основном прозу (в поэзии тоже много разновидностей есть, но их почти не затрагиваю).

ДРАМА — все произведения без авторской речи. Виды (жанры):

  • Трагедия — возвышенное повествование о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
  • Драма — бытовой сюжет, конфликт между персонажами (частная жизнь, социальные взаимодействия), включает также:
  • мелодрама — драма, в которой все герои и персонажи четко делятся на «хороших» и «плохих».
  • Комедия — все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества, подразделяется на:
  • фарс — беззаботное, смешное изображение городской жизни: ее скандальность, беззаботность, непристойность, грубость, веселье;
  • водевиль — комическая пьеса о нравах с музыкой, песнями и танцами;
  • комедия положений — герои попадают в курьезные ситуации;
  • комедия характеров — высмеиваются смешные, однобокие, уродливые черты, страсти, пороки, недостатки (обычно представителей элиты — высшего света, руководства и т.д.).

 

ЭПОС — отражает жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпоса:

  • Эпопея — описание значительной исторической эпохи или крупного исторического события.
  • Роман — жизнь человека и развитие его личности в кризисный, необычный период его жизни, со страстями (любовь, ненависть), борьбой, социальными конфликтами, стремлением к идеалу. Подробнее см. ниже — жанры.
  • Повесть (новелла) — в основном хроника неких событий (или одного события), которые видел или о которых слышал рассказчик. образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии обычно отсутствуют, действие ограничено небольшим промежутком времени и пространства.
  • Рассказ — короткое произведение, обычно рассказ об одном или нескольких взаимосвязанных событиях.
  • Новелла — короткое произведение, рассказ или сказка.
  • Сказка — сюжет обычно с волшебством или необыкновенными способностями персонажей, преимущественно поучительный и со счастливым концом (не читайте сказок Гофмана и Андерсона!).
  • Слово (сказание, поучение) — название литературных произведений в древнерусской литературе и церковного, и светского характера. Это могли быть поучительные, исторические, бытовые, драматические, повествовательные и другие истории ("Слово о Полку Игореве", "Слово и откровения св.апостолов" и др.)
  • Аполог — короткий нравоучительный рассказ, построенный на иносказательном изображении животных и растений.
  • Баллада — обычно стихотворение (иногда повесть) — неторопливое и с четким сюжетом (подготовка-дорога-возвращение).
  • Басня — короткое нравоучительное или сатирическое повествование в прозе или стихах.
  • Былина — спокойное поэтическое сказание о каком-то героическом событии, насыщенное бытовыми подробностями, колоритными персонажами. Строится на частом повторении одного слова или фразы, и одинаковым количеством ударений в каждой строке (часть слогов и слов читается без ударения).
  • Художественный очерк — факты из реальной жизни.

 

Разновидности некоторых жанров

Детектив классический — исследование загадочного происшествия (обычно преступления, но не обязательно) с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обязательны: обыденность (читатель легко представляет себе обстановку), стереотипность поведения персонажей и мотивов (сыщик, консультант, помощник, преступник, свидетели), контрастность (свидетель либо говорит правду, либо лжет, но всегда есть разгадка такого поведения). Подробнее см. в Википедии.

Любовный роман — описание романтической любви. Часто совмещается с другими жанрами (детектив, мистика, фантастика и т.д.). В «чистом виде» читают его преимущественно женщины, в составе других жанров улучшает качество произведения и эмоциональную насыщенность интриг для любых читателей — одни ищут подтверждения своему мнению («бабы дуры», «мужики сволочи», «любовь все преодолеет» и т.д.). Очень жестко построен на штампах (двое влюбленных, многочисленные препятствия, происки родственников или завистников, счастливый финал). Отдельно выделяется также:

  • пасторальный роман — частная жизнь рафинированных героев ограничивается исключительно любовными (часто платоническими) переживаниями в искусственном мирке, лишенном реализма или вовсе без какого-либо фона и привязки к эпохе.

Эротический роман — упор на физиологические описания сексуальных переживаний, при этом романтические чувства, свадьбы и прочие атрибуты любовного романа чаще всего отсутствуют.

Роман воспитания — основан на описании психологического, нравственного и социального формирования личности главного героя (Гекельберри Финн, «Два капитана», Гарри Поттер и др.);

Роман карьеры — нравственное падение ГГ — приспособленца, карьериста;

Производственный роман — события и судьбы действующих лиц увязаны с некой сферой деятельности (автопром, аэропорт, лесоповал, полицейский участок и т.д.) или фирмой. То есть это не просто фон, а важная составляющая, влияющая на сюжет;

Роман нравов — печальное или комическое повествование о нравах определенной прослойки общества (многие романы Ивлина Во, Оноре де Бальзака и др.);

Рыцарский (куртуазный) роман — олицетворяет мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом («Тристан и Изольда», «Айвенго» и др.);

Роман с ключом — сатирическое произведение с изображением реальных людей (высший свет, придворные, министры, депутаты и т.д.) в образе мифологических персонажей — часто прототип четко опознается в тексте или к тексту прикладывается «ключ» — под какими именами персонажей скрываются какие реальные люди («Театральный роман» Булгакова, «Алмазный мой венец» Катаева и др.);

Роман-фельетон — роман, печатающийся кусками (главами) с продолжением в газетах или журналах (в основном в 18-19 веках) — форма предопределяет необходимость напряженного действия, интриг («Три мушкетера» Дюма и многие другие).

Исторический роман — сюжет в любом жанре, воссоздающий какую-то эпоху прошлого. Очень часто авторы «переписывают» историю, ради сюжетной интриги обеляя одних и очерняя других исторических личностей, изменяют логику и аргументацию исторических событий и т.д. (как у Дюма — бестолковое «пушечное мясо» становится «благородными мушкетерами», а умные и много сделавшие для страны Ришелье и Мазарини — жалкими марионетками).

Автобиография — последовательное описание собственных событий из жизни автора.

Хождения — строится по принципу путевых заметок. Изначально это был жанр средневековой литературы (паломники, путешественники по чужим землям) с высоким идеологическим, нравственным или познавательным уклоном. Впоследствии жанр размылся и перешел в разряд либо приключенческой, либо научно-популярной литературы.

Беженский роман — «хождение по мукам» иммигрантов, часто автобиографические или комические.

Бульварный роман — книги приключенческого или любовного жанра не имеющие хоть какой-нибудь культурной, художественной или нравственной ценности. Насыщен интригами, красочными эффектами, описаниями любовных приключений, преступлений, мелодрам, быстрой сменой картин и действий.

Триллер — «щекочущая нервы» нагнетаемая атмосфера страха, напряжения, тревоги. Как и детективы, имеет множество разновидностей (судебные, шпионские, детективные, приключенческие, медицинские, полицейские, романтические, исторические, политические, корпоративные, религиозные, мистические, научно-фантастические, «хай-тек», военные). Может выступать как отдельный жанр или как элемент в произведении любого иного жанра.

Боевик — основной уклон в драки, перестрелки, погони и т.д. Чем-нибудь (коррупцией, полицией, родными, врагами, друзьями и т.д.) обиженный ГГ вынужден начать борьбу и часто сам становится Злом, круша и убивая все вокруг. Любимое чтиво (да и фильмы, и компьютерные игры) преимущественно подростков и инфантильных или закомплексованных мужчин. Может выступать как отдельный жанр или как элемент в произведении любого иного жанра.

Литература ужасов — сюжет построен на нагнетании всевозможных ужасов:

  • история с приведениями — главной движущей силой развития сюжета являются приведения;
  • истории низовой мифологии — действие крутится вокруг вампиров, зомби, демонов и т.д.;

Девичий рассказ — преимущественно анонимные дневниковые рассказы о подростковой любви, трогательные или нравоучительные.

Приключенческая литература — строится по принципу приключений ГГ. Может быть самостоятельным жанром или входить в произведение любого другого жанра. Строгие требования: бегство ГГ от повседневности в мир героизма, экзотики, действия; стремительное развитие действия; наличие «героев» и «злодеев»; выпячивание переживаний; наличие тайны или загадок.

Квест — построение сюжета как путешествия ради поиска чего-либо (предмета, знания, места, человека и т.д.) с приключениями и загадками (12 подвигов Геракла, поиски святого Грааля, земли обетованной, Золотого яблочка, всемогущества…). Обязательные элементы — путешествие со множеством препятствий и этапов, а также множество персонажей, помогающих или мешающих ГГ.

Фантастика — качественная фантастика всегда говорит о человеке, его ценностях, поисках себя, взаимоотношениях с окружающими, а выдуманный мир — лишь фон, антураж (некачественная относится к бульварной литературе). Включает множество течений и жанров (любовный, военный, триллер, квест и т.д.), в том числе:

  • научная фантастика — фантазийные миры и ситуации, основанные на достижениях или пропаганде науки;
  • альтернативная история — «если бы»: как бы развивались события, пойди история по другому пути;
  • космическая опера (эпопея) — фантастическая приключенческая литература, разнообразные «звездные войны», спасение планет, звездных систем и галактик, аллегорический перенос «страна А vs страны Б» на «планета А vs планеты Б», а также «нашествия марсиан», происшествия в космосе, на астероидах, буйство фантазии автора по изображению инопланетных жителей и т.д.

Фэнтези — в принципе та же фантастика, но с введением в качестве героев и персонажей разнообразных мифологических персонажей (лешие, гномы, домовые, тролли, эльфы и т.д.), а также наличие колдовства, волшебных превращений (оборотни, анимаги, вампиры и т.д.).

 

Рекомендуем также почитать:

Любовь, приключения и детектив

Короткая история одной любви, рассказанная в глаголах

Атмосфера произведения

Конфликты и интриги

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 733

0 Комментариев

Добавить комментарий