Конфликты и интриги
Лолита Волкова
Под конфликтами понимают разные события:
- отсутствие согласия между двумя сторонами, то есть просто наличие противоречий (душевных, психологических, нравственных, знаний, верований, предпочтений, а также денежных, материальных, любовных и др. интересов и т.д.) между людьми, группами людей, людьми и социальными институтами (власть, суд и т.д.), социальными институтами между собой и т.д.
- радикальный способ выхода из напряженной ситуации («вооруженный конфликт», драка и т.д.).
С точки зрения писателя важны и те и другие, но чаще имеются ввиду первые — обострение ситуации в них может наступить, а может и не наступить в зависимости от позиции персонажей, различных внешних условий и т.д. Именно о таких конфликтах мы и будем говорить.
Конфликты для ГГ
Очень коротко о видах конфликтов мы уже говорили.
Сейчас же разберем их с точки зрения ГГ. Для него все конфликты можно разделить на внутренние, личностные и внеличностные — на картинке из книги Р. Макки «История на миллион долларов» (ссылку на нее найдете ЗДЕСЬ).
Внутренние (внутриличностные) конфликты |
Личностные (межличностные) конфликты |
Внеличностные конфликты |
Причины |
||
|
|
|
Последствия |
||
|
Чаще тлеющий конфликт, который обе стороны стараются притушить или игнорировать, но может и взорваться в любой момент с непредсказуемыми последствиями |
Самые разные. Могут разрушить или укрепить ГГ |
Конфликты из-за дихотомии действий
Отчасти вот тут мы уже рассматривали теорию дихотомий конфликтов.
Воспользоваться дихотомией — это самый простой способ для любого автора насытить произведение конфликтами.
Таких дихотомий может быть огромное количество, вот лишь для примера:
Свобода <—> Безопасность |
Процесс <—> Результат |
Оптимизм <—> Пессимизм |
Интуиция <—> Логика |
Давать <—> Получать |
Аристократизм <—> Демократизм |
Просить <—> Отвергать |
Уныние <—> Веселье |
Любить <—> Ненавидеть |
Тактика <—> Стратегия |
Желать <—> Не желать |
Беспечность <—> Предусмотрительность |
Верить <—> Не верить |
Поступок <—> Размышление |
Хочу <—> Надо |
Бей <—> Беги |
Вера <—> Атеизм |
Честность <—> Коварство |
… |
… |
Веселый человек озвереет от вида унылого — и наоборот. Осторожный и предусмотрительный будет недоволен беспечным и раскрепощенным — и наоборот.
Чаще всего люди находятся в средней зоне кривой Гаусса. Но в те моменты, когда они оказываются с кем-то «по разные стороны баррикад», это тут же вызывает недовольство, которое легко может перерасти в конфликт разной степени серьезности.
- Друзья собрались вечерком отдохнуть и поболтать. Но в их компании оказывается человек в раздрызганных чувствах. И конфликт неизбежен — один будет требовать то, на что компания не настроена, а та не поймет, во что ее вовлекают. Если благодушная компания отмахнется от неврастеника, конфликт плавно сойдет на нет. Но вот если кто-то решит помочь, попытается влезть в душу и разобраться в его неадекватном поведении — ссора неизбежна, причем в итоге недовольными, обиженными и оскорбленными останутся все (пример — пьеса Джона Пристли «Опасный поворот»).
Интриги
Иногда причиной конфликта становятся интриги — намеренные действия (всегда нечестные методы), вынуждающие человека, людей или коллективы к выгодным для интригана поступкам.
Создание крепкой интриги — одна из сложнейших задач автора. Любая интрига подразумевает множество мелких действий, ведущих к намеченной цели. Поэтому без предварительного обдумывания и конструирования интриги автору не обойтись.
Интрига — повышение интереса, манипуляция людьми за счет использования их противоречивых интересов, запутывание событий, возможное ввиду их неопределенности (случатся они или нет, а если случатся — то чем закончатся).
Способность плести интриги означает:
- для персонажа: изощренность ума персонажа и отсутствие у него моральных принципов (положительный герой не плетет интриг — он либо пробивается сквозь них, либо разгадывает).
- для автора: возможность создать насыщенное взаимосвязанными событиями произведение.
Важно: не делать интригу главенствующей в произведении: развитие характеров персонажей, достижение ими целей гораздо важнее.
Схема интриги: В матрице обозначается кто от кого чего хочет. Затем показываете что получилось в результате интриги. Например,
- Боря должен передать записку Анне, но в результате интриги передает ее Ване.
- Ваня хочет вызвать на дуэль Борю, но вызов попадает к Анне.
- Ваня хочет признаться в любви Анне, но признается Боре.
Автор придумывает как провести героев через все эти интриги. Идеально – любое событие / опыт / переживание используется потом в книге еще 1-3 раза.
Лучше всего создание и воплощение интриги удается жестоким и хладнокровным авторам. Если вы не Фигаро — сочиняйте просто увлекательные сюжеты и не беритесь за интриги (они у вас все равно не получатся достаточно изощренными, чтобы увлечь читателя).
Рекомендуем также почитать:
Нормальное распределение и конфликты в литературе
Любовь, приключения и детектив
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев