Конфликты и интриги

Эмоции и конфликты

Конфликты и интриги

Лолита Волкова

Под конфликтами понимают разные события:

  • отсутствие согласия между двумя сторонами, то есть просто наличие противоречий (душевных, психологических, нравственных, знаний, верований, предпочтений, а также денежных, материальных, любовных и др. интересов и т.д.) между людьми, группами людей, людьми и социальными институтами (власть, суд и т.д.), социальными институтами между собой и т.д.
  • радикальный способ выхода из напряженной ситуации («вооруженный конфликт», драка и т.д.).

С точки зрения писателя важны и те и другие, но чаще имеются ввиду первые — обострение ситуации в них может наступить, а может и не наступить в зависимости от позиции персонажей, различных внешних условий и т.д. Именно о таких конфликтах мы и будем говорить.

Конфликты для ГГ

Очень коротко о видах конфликтов мы уже говорили.

Сейчас же разберем их с точки зрения ГГ. Для него все конфликты можно разделить на внутренние, личностные и внеличностные — на картинке из книги Р. Макки «История на миллион долларов» (ссылку на нее найдете ЗДЕСЬ).

http://tlt.my1.ru/publ/konflikty/konflikty_i_intrigi/4-1-0-43

 

Внутренние (внутриличностные) конфликты

Личностные (межличностные) конфликты

Внеличностные конфликты

Причины

  • Неудовлетворенность работой
  • Неуверенность в себе
  • Стрессы
  • Безделье или перегруженность
  • Несоответствие выполняемого и квалификации
  • Несоответствие желаний и личных ценностей
  • Недостаточное или излишнее удовлетворение потребностей
  • Столкновение интересов разных людей
  • Между начальником и подчиненным
  • Между конкурентами на должность
  • Между людьми с разными ценностями
  • Конфликты со случайной жертвой (грабитель и ограбленный)
  • Ошибка или умысел
  • Столкновение интересов личности и группы
  • Столкновение интересов разных групп
  • Интрига
  • Личность и общественные институты

Последствия

  • Раздражительность,
  • Психическое напряжение,
  • Погружение в себя,
  • Комплексы,
  • Эмоциональная неудовлетворенность,
  • Раздвоение личности,
  • Агрессия

Чаще тлеющий конфликт, который обе стороны стараются притушить или игнорировать, но может и взорваться в любой момент с непредсказуемыми последствиями

Самые разные.

Могут разрушить или укрепить ГГ

 

Конфликты из-за дихотомии действий

Отчасти вот тут мы уже рассматривали теорию дихотомий конфликтов.

Воспользоваться дихотомией — это самый простой способ для любого автора насытить произведение конфликтами.

Таких дихотомий может быть огромное количество, вот лишь для примера:

Свобода <—> Безопасность

Процесс <—> Результат

Оптимизм <—> Пессимизм

Интуиция <—> Логика

Давать <—> Получать

Аристократизм <—> Демократизм

Просить <—> Отвергать

Уныние <—> Веселье

Любить <—> Ненавидеть

Тактика <—> Стратегия

Желать <—> Не желать

Беспечность <—> Предусмотрительность

Верить <—> Не верить

Поступок <—> Размышление

Хочу <—> Надо

Бей <—> Беги

Вера <—> Атеизм

Честность <—> Коварство

 

Веселый человек озвереет от вида унылого — и наоборот. Осторожный и предусмотрительный будет недоволен беспечным и раскрепощенным — и наоборот.

Чаще всего люди находятся в средней зоне кривой Гаусса. Но в те моменты, когда они оказываются с кем-то «по разные стороны баррикад», это тут же вызывает недовольство, которое легко может перерасти в конфликт разной степени серьезности.

  • Друзья собрались вечерком отдохнуть и поболтать. Но в их компании оказывается человек в раздрызганных чувствах. И конфликт неизбежен — один будет требовать то, на что компания не настроена, а та не поймет, во что ее вовлекают. Если благодушная компания отмахнется от неврастеника, конфликт плавно сойдет на нет. Но вот если кто-то решит помочь, попытается влезть в душу и разобраться в его неадекватном поведении — ссора неизбежна, причем в итоге недовольными, обиженными и оскорбленными останутся все (пример — пьеса Джона Пристли «Опасный поворот»).

Интриги

Иногда причиной конфликта становятся интриги — намеренные действия (всегда нечестные методы), вынуждающие человека, людей или коллективы к выгодным для интригана поступкам.

Создание крепкой интриги — одна из сложнейших задач автора. Любая интрига подразумевает множество мелких действий, ведущих к намеченной цели. Поэтому без предварительного обдумывания и конструирования интриги автору не обойтись.

Интрига — повышение интереса, манипуляция людьми за счет использования их противоречивых интересов, запутывание событий, возможное ввиду их неопределенности (случатся они или нет, а если случатся — то чем закончатся).

Способность плести интриги означает:

  • для персонажа: изощренность ума персонажа и отсутствие у него моральных принципов (положительный герой не плетет интриг — он либо пробивается сквозь них, либо разгадывает).
  • для автора: возможность создать насыщенное взаимосвязанными событиями произведение.

Важно: не делать интригу главенствующей в произведении: развитие характеров персонажей, достижение ими целей гораздо важнее.

http://tlt.my1.ru/publ/konflikty/konflikty_i_intrigi/4-1-0-43

Схема интриги: В матрице обозначается кто от кого чего хочет. Затем показываете что получилось в результате интриги. Например,

  • Боря должен передать записку Анне, но в результате интриги передает ее Ване.
  • Ваня хочет вызвать на дуэль Борю, но вызов попадает к Анне.
  • ˜Ваня хочет признаться в любви Анне, но признается Боре.

Автор придумывает как провести героев через все эти интриги. Идеально – любое событие / опыт / переживание используется потом в книге еще 1-3 раза.

Лучше всего создание и воплощение интриги удается жестоким и хладнокровным авторам. Если вы не Фигаро — сочиняйте просто увлекательные сюжеты и не беритесь за интриги (они у вас все равно не получатся достаточно изощренными, чтобы увлечь читателя).

Рекомендуем также почитать:

Нормальное распределение и конфликты в литературе

Страхи мужчин и женщин

Любовь, приключения и детектив

Отрывок из ГП и МРМ

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 1007

0 Комментариев

Добавить комментарий