Нормальное распределение и конфликты в литературе

Инструменты автора

Нормальное распределение и конфликты в литературе

Лолита Волкова

Попробую объяснить, почему я постоянно и нудно прошу вас выявлять проявления архетипов, делать своих героев более яркими и характерными.

Дело в том, что большинство людей являются очень средними. Немножко плохими, немножко хорошими, немного добрыми, немного злыми.

Подумайте, сколько среди ваших знакомых людей баскетбольного роста (ну, хотя бы 190 см и выше), а сколько невысоких (160 и ниже)? Вряд ли очень много? Так же и со свойствами характеров — ярко проявляющие себя в чем-то одном крайне редки.

Вся литература пошла от сказок, которые наши древние предки рассказывали у костра. В сказках же не бывает серых оттенков. Там злые герои злы, а добрые добры. Может быть на самом деле они и не таковые, как описываются в сказках, но автор всегда вычленяет в них только самую главную черту, которая ставит его на сторону добра или зла.

Бесцветность же присуща только обычным людям. Если мы выделяем кого-то из общей массы и делаем Героем нашей Истории, значит в нем есть нечто, что выделяет его из общей серой массы. И это нечто должно нести в себе архетипические черты — просто потому, что именно они близки и понятны большинству читателей.

Теория

Как выделить характерные черты? Конечно же методом сказателей — четко разделяя противоположности.

«Палка о двух концах» — это как раз и есть такие противоположности (литературоведы любят говорить «дихотомии»).

Один конец палки назовем А, а другой — В.

Например:

  • А — вор, В — честный,
  • А — низкий, В — высокий,
  • А — худой, В — толстый,
  • А — злой, В — добрый.

И т. д.

Но насколько человек добрый или честный, высокий или худой?

Представим, что чем ближе к концу палки, тем каждая характеристика (фактор) проявляется в человеке сильнее, а при движении к середине палки она ослабевает, а затем и вовсе меняется на противоположную.

Ученые рассчитали стандартный вариант количества людей, которые обладают любым их этих характеристик. Называется этот вариант Нормальным распределением (кривой Гаусса).

Что означает эта кривая? Количество людей, обладающих данным свойством в максимальной степени (например, очень высокого роста) всегда мало. Но чем меньше у них рост — тем количество людей больше, но сосем уж низеньких тоже окажется мало. Если вы встанете на людной улице и измерите рост всех людей, которые прошли мимо вас за час, то

  • В0 — 3-7% из них будут очень высокими,
  • В1 — 12-17% — довольно высокими,
  • В2 и А2 — Около 60% будут среднего роста,
  • А1 — 12-17% — довольно низенькими,
  • А0 —3-7% — очень низкими.

Для простоты я на картинке показала средние значения (не 3-7%, а 5%, не 12-17%, а 15%).

Это же распределение верно и для любых других крайних случаев. Например:

  • 5% людей (воры) украдут при любой возможности,
  • 15% людей — украдут при любой возможности, если будут думать, что могут остаться безнаказанными,
  • 30% украдут, если предпримут меры безопасности или решат, что опасность разоблачения невелика,
  • 30% в общем не воры, но украдут, если будут считать, что это справедливо или не является воровством (взять скрепки на работе для своих домашних бумаг, распечатать на рабочем принтере свои личные документы и т.д.),
  • 15% красть не будут, разве что их до этого доведут многочисленной несправедливостью,
  • 5% не станут красть ни при каких условиях.

В школах учителя знают, что если задание составлено правильно, то 5% учеников справятся с ним на отлично, 5% получат двойки, 45% получат тройки и 45% — четверки. Если же эта пропорция нарушается, значит задание оказалось либо слишком сложным, либо слишком простым.

Конфликты в вашей Истории

Большинство людей (90%), которых мы знаем, это обычные люди, у которых характеристики добра и зла, роста, цвета волос, толщины, эрудиции, смелости и т.д. — примерно одинаково. А часто нам кажется, что вообще все люди не злые и не добрые, не умные и не глупые, поскольку видеть их в в ситуациях, когда они проявляют свои качества, просто не приходится — разве что рост и вес можно прикинуть на глазок.

Более того, мы еще и по себе судим — так что нормальными считаются те, кто думает или выглядит примерно как мы, наши родители и близкие (но если вдруг выясняется, что кто-то думает иначе — мгновенный стресс, который может либо подкосить нас, либо вызовет конфликт).

Герои и Антигерои в наших Историях должны иметь хотя бы какие-то качества, которые разводят их по разные стороны палки.

  • То есть хотя бы в чем-то они должны быть крайними противоположностями (А0 и В0), то есть относиться к крайним 5% — на этом строятся самые значимые конфликты вашей Истории.
  • Менее значимые конфликты могут происходить между А1 и В1.
  • Незначительные и почти мгновенно разрешаемые конфликты — между А2 и В2.
  • Промежуточные варианты (например, конфликт между А0 и В2) возможны только между ГГ и персонажем, либо Антигероем и персонажем, но никогда между ГГ и Антигероем.
  • Однополюсные конфликты тоже могут быть, но из разных частей (например, между А0 и А1 или В2 и В0), то есть если они к чему-то относятся одинаково, то конфликта не будет, нужна хоть какая-нибудь разница.

Очень важно понимать, что эти качества должны быть у ГГ, Антигероя и персонажей в разных конфликтах.

То есть у ГГ и ключевых персонажей обязательно должно быть как минимум 1 состояние 0 (А0 или В0), хотя в других характеристиках это должны быть «люди середины». Почему?

Да потому, что герой или персонаж сугубо положительный, равно как и сугубо отрицательный не будет близок или хотя бы понятен читателю (умный, добрый, смелый, высокий, благородный, любящий, верный, честный и т.д. — в одном человеке такой «компот» будет безумно приторным и недостоверным).

Поэтому наделяя своего ГГ и Антигероя какими-то нужными 5%-ными свойствами, вы должны «очеловечить» его, указав на более слабые позиции в чем-то другом. Т.е. обязательно должны быть и сильные, и слабые стороны.

Так боевики строятся на том, что герои очень сильные и умеют драться или стрелять, детективы — на том, что ГГ очень умный, а любовный роман — на том, что кто-то кого-то любит с огромной силой. Но! Во всем остальном эти герои должны быть «очеловечены»: неряха, фальшиво поет, туповат, нос кривой, глазки маленькие или слабые руки/ноги/зрение… То есть какие-то сильные стороны и какие-то слабости должны быть у любого вашего ГГ (и, естественно, у Антигероя и всех ключевых персонажей). Какие-то слабые стороны ГГ (и только ГГ) постепенно может в себе улучшить, но, конечно, не все.

Только гений вроде Леонардо да Винчи может быть одновременно и умным инженером, и хорошим художником, но даже он вряд ли бы написал симфонию.

В коротком рассказе или сказке мы выделяем только 1 ключевую (5-процентную) характеристику, подходящую для описания конфликта (тупой хан VS умный Ходжа Насреддин, любящий и дружелюбный Гарри Поттер VS злой эгоист Волдеморт и т.д.).

Если же рассказ довольно большой (более 40 тыс.знаков), тем более если вы пишите повесть или роман, то конфликтов у нас бывает нужно много, поэтому мы подбираем некие противоположности, которые и толкают людей к конфликтам. В сериалах (типа «Шерлок Холмс») ключевых 5%-х характеристик может быть по 2-3 у ГГ и по 1-2 у каждого из ключевых (переходящих из одной серии в другую) персонажей. Ну и, конечно, 1-2 некие характерные черты, привычки, которые отличают его от других — Макгонагалл сжимает губы когда злится, Ниро Вульф втягивает и вытягивает губы когда думает, Шерлок Холмс балуется наркотиками когда скучает и т.д.

Чтобы было проще сохранять все характеристики героев и персонажей перед глазами, я сделала файл — можете скачать его ВОТ ТУТ.

Там есть графики и табличка. Мне привычнее пользоваться табличкой, но большинство авторов, которым я давала эти схемы, предпочитают работать с картинками. На каждом графике просто пишутся либо характеристику, либо героя / персонажа (что вам удобнее):

  • если график по герою/персонажу, то сверху пишется его имя или кличка, а снизу — основные его характеристики (лучше, чтобы они равномерно распределялись по всей ширине);
  • если график строится по характеристикам, то сверху пишите характеристику ("рост" или "злой/добрый" и т.д.), а внизу — имена/клички героев и персонажей — тоже смотрите, чтобы равномерно распределялись.

Надеюсь, вам это облегчит написание и не позволит запутаться в своих персонажах.

Успехов!

 

Рекомендуем также почитать:

Виды конфликтов

Схемы 7 книг о Гарри Поттере

Тропы. Виды и влияние на речь

Атмосфера произведения

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 1098

0 Комментариев

Добавить комментарий