Каждый знает, что ритм есть у музыки. Но мало кто задумывается, что он есть и у текста. Ритм текста очень важен и для писателя, и для читателя. С помощью ритма писатель задает энергетику и стиль и произведения в целом, и любой его части.
Для рекламных и имиджевых статей ритм текста — один из самых важных показателей.
Использование ритма текста
Ритм текста может быть:
- Равномерным — энергетика, скорость, ритм задаются с первого абзаца и сохраняются на протяжении всего произведения — это самый простой вариант и используется в большинстве произведений.
- Нарастающим или убывающим — на протяжении всего произведения или только в самом конце автор повышает или снижает напряженность ритма для того, чтобы заворожить читателя (оставить эмоции восторга книгой после прочтения — это особенно важно в сериалах) или снять напряжение (чтобы читатель почувствовал завершенность произведения).
- Рваным — резкие смены ритма на протяжении всего произведения — это прием, который требует большого мастерства. Этот ритм позволяет действовать на нервную систему читателя с помощью резких переходов от динамики к статике — такие переходы порой нужны, чтобы читатель не уснул или чтобы снять напряжение в длинной, насыщенной действием сцене.
Таким рваным стилем, например, славится Джоан Роулинг, но даже она не может выдержать это постоянно. Попробуйте почитать окончание 1-й и начало 2-й главы пятой книги о Гарри Поттере — там эти переходы между психологическим или событийным напряжением и паузой-передышкой очень характерны и достигаются, в частности, особым ритмом текста.
Ритм задается:
- ударными словами,
- длиной предложения,
- длиной абзацев (особенно важно для материалов, размещаемых в интернете);
- знаками препинания;
- визуальными разделителями текста (особенно важно для материалов, размещаемых в интернете).
Ударные слова
Ударные слова — те, что меняют ритм и восприятие текста, заставляя читателя обратить на них внимание. Некоторые ударные слова притягивают взгляд, некоторые настраивают на лирический лад, некоторые заставляют сердце быстрее биться.
К ударным словам можно отнести:
- восклицания и передача звуков, например, «Ах!», «Ой!» «Трах-та-ра-рах», «Бух!», «А-а-а-у!», «Ура!», «Му-у-у» и т.д.);
- неожиданные слова, озадачивающие читателя, например, в тексте о Винни-Пухе вставить Гарри Поттера или эмоциональный выкрик флегматика, или сочный эпитет (Москва златоглавая) и т.д.;
- редкие слова — иногда они определяются характеристикой героя (физик, экономист и строитель имеют свои собственные словечки), иногда — неожиданным анахронизмом или новым словообразованием («зазноба», «хрябает» «пчеложуть»).
Длина предложения
Это самый элегантный прием, который используют все великие писатели и все успешные составители речей и имиджевых Историй. И, конечно, хорошие журналисты.
Предложения могут быть длинными и короткими. Читатель не обращает внимания на их длину, но чувствует задаваемый автором ритм.
У каждого писателя вырабатывается свой стиль написания, свои подходы к формированию длины предложения — разные внутри абзацев.
Условно можно разделить длину предложения по количеству слов в нем (включая короткие слова «и», «а», «но» и т. д.).
Чаще всего по длине выделяют три вида предложений:
К — 1-5 слов — короткое,
С — 6-14 слов — среднее,
Д — 15 и более слов — длинное.
Некоторые идут дальше и вводят 4, 5 и даже 7 видов длины предложений, но это все же уже излишек.
Когда автор пишет, он оформляет свой текст в абзацы. Обычно в абзаце бывает несколько предложений. Опытный автор манипулирует ими, чтобы добиться наилучшего ритма. Нельзя помещать в один абзац только длинные (Д), только средние (С) или только короткие (К) предложения! Обязательно нужно перемешивать К, С и Д. Например:
- КСДСК
- СДСКДС
- КДКДССК
- ДСКСДК
- И т.д.
Откройте книгу своих любимых авторов и посмотрите, как они формируют длину предложений в абзацах! Вы удивитесь, обнаружив, что очень часто автор следует одному и тому же ритму (формуле)! Именно так и задается удивительный и своеобразный ритм произведения!
Для художественной литературы оптимальной считается средняя длина предложения в 12-16 слов (количество слов в произведении разделить на количество предложений). В популярных книгах нон-фикшн — 9-15. Для интернет-статей — 8-12 слов. В научной литературе чаще встречаются варианты в 18-25 слов — отчасти поэтому эти тексты так сложно воспринимаются.
Длина абзацев
Длина абзацев тоже задает свой особый ритм.
Взяв любую книгу, вы открываете наугад, перелистываете несколько страниц и сразу настраиваетесь на стиль текста:
- обилие длинных абзацев говорит о неспешности текста, наличии подробных описаний и/или логических рассуждений;
- обилие коротких абзацев делает текст излишне торопливым;
- перемежающиеся короткие и средние абзацы с редким вкраплением длинных делают текст профессиональным и больше нравится читателям;
- обилие прямой речи и бесконечных диалогов (если они составляет более трети текста) свидетельствует о неопытности автора и графоманстве (за исключением интервью и пьес); • в интервью длина вопросов должна быть как минимум в 3 раза меньше, чем длина ответов (если это не так, значит интервьюер неопытен и больше хочет показать себя, нежели своего гостя).
- художественный текст или занимательная История без прямой речи тоже говорит о неопытности автора (хотя в некоторых произведениях автор специально обходится без разговоров, но тогда стиль должен быть совершенным);
- рекламные статьи — Огилви рекомендует начинать с короткого абзаца, в котором будет не более 11 слов. Это же касается и информационных статей. Первый абзац должен сразу заинтриговать и погрузить читателя в тему;
- интернет предъявляет свои требования: для информационных статей и рассказов важно, чтобы слишком длинных абзацев вообще не было — предельная длина должна быть не более 75 слов. В среднем же нормальным считается абзац в 40-50 слов. Если в тексте очень много картинок, то убого смотрятся слишком короткие абзацы, содержащие до 15 слов, свидетельствуя о пренебрежительном отношении автора к читателю — не информируют, не дают полезную информацию, а лишь «отделываются» от читателя пустыми словами. Иллюстрации следует давать либо сплошным потоком, либо разбивать их не менее чем 2-3 абзацами по 20-60 слов каждый.
Знаки препинания
Знаки препинания могут тормозить текст, а могут разгонять его. В большинстве случаев (но не всегда), для читателя они служат некими ориентирами:
. |
Точка — остановка, завершенность |
? |
Знак вопроса — остановка, предложение к раздумью |
! |
Восклицательный знак — остановка, привлечение внимания |
: |
Двоеточие посреди предложения — остановка, расшифровка |
– |
Короткое тире — остановка, акцент на периоде (в июне–июле) или расстоянии (Томск–Омск) |
— |
Длинное тире в середине предложения — стремительный переброс к расшифровке |
— |
Длинное тире в начале абзаца — прямая речь |
— |
Длинное тире в предложении — акцент-расшифровка («а он — увы! — не смог», «вера — пусть даже такая нелепая, — ему помогла») |
, |
Запятая — накручивание, усложнение текста (иногда ускоряет, а иногда замедляет чтение) |
; |
Точка с запятой посреди абзаца — признак высокоинтеллектуальной занудности |
… |
Многоточие в конце абзаца — приглашение читателю «додумай сам» |
… |
Многоточие в конце предложения, но внутри абзаца — разрыв/переход, эмоциональный акцент |
… |
Многоточие в середине предложения — авторская пауза, средство привлечь внимание |
Замечу, что корректоры очень часто заменяют длинное тире двоеточием. И авторы бывают этим крайне недовольны, поскольку это меняет задуманный ритм фразы.
Упомяну здесь еще об одной группе знаков, которые тоже влияют на ритм текста — «небуквенные орфографические знаки». Это не знаки препинания, а символы, корректирующие орфографию. К ним относятся:
- |
дефис — знак, который неопытные авторы вставляют вместо длинного или короткого тире, а на самом деле это пунктуационный соединительный знак (Сухово-Кобылин, Алма-Ата, кое-как, во-первых, день-два) |
- |
висячий дефис — небрежно прокидывает текст вперед, комкая слова (теле- и радиовещание), допустимо в информационных статьях, но нежелательно в рекламных и художественных текстах |
‘ |
апостроф — очень бросается в глаза, сейчас используется — в основном в иностранных именах (д’Артаньян), позволяя выделить такое имя в тексте (читатель либо игнорирует, либо ищет его глазом на странице); — иногда используется для «русификации» окончаний в словах, написанных на другом языке («вышлю е-mail’ом»); — заменять твердый знак (объект=об’ект, съезд=с’езд) можно только при стилизации под надписи 1920-х годов |
( ) |
скобки — вариативный (на вкус читателя) определитель: в зависимости от заинтересованности читателя в расшифровке, либо ускоряет («мне все равно что там в скобках»), либо замедляет («хочется разобраться в слове или эмоции») ритм чтения |
. |
Точка в сокращениях — допустима только в учебных, информационных, научно-популярных и научных текстах, реже в журналистике (напр., т. е., 2019 г. и т. д.), а в рекламе и художественной литературе совершенно недопустима |
/ |
Косая черта — допустима только в учебных, информационных, научно-популярных и научных текстах, в художественной литературе не используется |
á |
Ударение — притормаживает чтение, но необходимо для того, чтобы избежать двусмысленности в чтении слова. В рекламных текстах такое слово либо специально вводится (обычно это реклама с юмором), либо ему ищется синоним (чтобы не отвлекать читателя от рекламной идеи). Ставя ударение, смотрите, в какую сторону вам кажется красивей (штрих вправо или влево — в литературе используется 2-й вариант, но в тексте заметнее первый и именно его чаще используют на сайтах и в рекламе):
Либо просто скопируйте нужную букву: латинские: ÁÉÍÓÚÝ áéíóúý; русские: А́Е́И́О́У́Ы́Э́Ю́Я́ а́е́и́й́о́у́ы́э́ю́я́ |
Визуальные разделители текста
Для информационных, научно-популярных и интернет-статей важными являются также любые визуальные разделители текста:
- заголовки,
- списки (нумерованные или маркированные),
- иллюстрации (фото, рисунки, графики, а в интернете еще и видео, стикеры, информационные плашки, гиперссылки на другие статьи и ресурсы и т.д.),
- межстрочный интервал (слишком маленький — текст "слипается" и почти не воспринимается, слишком большой создает ощущение разорванности и читать его сложно),
- размер и начертание шрифта (крупнее или мельче обычного, использование другого шрифта, выделения курсивом или полужирным, подчеркивание гиперссылок и т.д.),
- выноски (слева или справа от текста, реже — между абзацами, сверху или снизу страницы),
- формулы
- и т.д.
Без них текст выглядит не так привлекательно — читатель должен легко перемещаться по тексту и выхватывать взглядом ключевые слова — то, что ему нужно или интересно именно в момент чтения.
Другие статьи о писательском стиле читайте здесь!
На сайте ТЛТ не скучно!
Приходите на платные и бесплатные программы обучения писательскому мастерству!
Покупайте или скачивайте материалы прошедших программ ТЛТ!
Читайте разнообразные статьи для писателей, например:
- Синопсисы: какие они бывают и как их писать
- Как писать аннотацию?
- Глаголы сильные и слабые
- Что начинающему писателю нужно знать о книжном рынке
- Атмосфера произведения
- Дефисы и тире
- Зарядка для мозга — простые упражнения, чтобы держать мозг в тонусе!
0 Комментариев