Ритм текста

Стиль произведения

Каждый знает, что ритм есть у музыки. Но мало кто задумывается, что он есть и у текста. Ритм текста очень важен и для писателя, и для читателя. С помощью ритма писатель задает энергетику и стиль и произведения в целом, и любой его части.

Для рекламных и имиджевых статей ритм текста — один из самых важных показателей.

Использование ритма текста

Ритм текста может быть:

  1. Равномерным — энергетика, скорость, ритм задаются с первого абзаца и сохраняются на протяжении всего произведения — это самый простой вариант и используется в большинстве произведений.
  2. Нарастающим или убывающим — на протяжении всего произведения или только в самом конце автор повышает или снижает напряженность ритма для того, чтобы заворожить читателя (оставить эмоции восторга книгой после прочтения — это особенно важно в сериалах) или снять напряжение (чтобы читатель почувствовал завершенность произведения).
  3. Рваным — резкие смены ритма на протяжении всего произведения — это прием, который требует большого мастерства. Этот ритм позволяет действовать на нервную систему читателя с помощью резких переходов от динамики к статике — такие переходы порой нужны, чтобы читатель не уснул или чтобы снять напряжение в длинной, насыщенной действием сцене.

Таким рваным стилем, например, славится Джоан Роулинг, но даже она не может выдержать это постоянно. Попробуйте почитать окончание 1-й и начало 2-й главы пятой книги о Гарри Поттере — там эти переходы между психологическим или событийным напряжением и паузой-передышкой очень характерны и достигаются, в частности, особым ритмом текста.

Ритм задается:

  • ударными словами,
  • длиной предложения,
  • длиной абзацев (особенно важно для материалов, размещаемых в интернете);
  • знаками препинания;
  • визуальными разделителями текста (особенно важно для материалов, размещаемых в интернете).

Ударные слова

Ударные слова — те, что меняют ритм и восприятие текста, заставляя читателя обратить на них внимание. Некоторые ударные слова притягивают взгляд, некоторые настраивают на лирический лад, некоторые заставляют сердце быстрее биться.

К ударным словам можно отнести:

  • восклицания и передача звуков, например, «Ах!», «Ой!» «Трах-та-ра-рах», «Бух!», «А-а-а-у!», «Ура!», «Му-у-у» и т.д.);
  • неожиданные слова, озадачивающие читателя, например, в тексте о Винни-Пухе вставить Гарри Поттера или эмоциональный выкрик флегматика, или сочный эпитет (Москва златоглавая) и т.д.;
  • редкие слова — иногда они определяются характеристикой героя (физик, экономист и строитель имеют свои собственные словечки), иногда — неожиданным анахронизмом или новым словообразованием («зазноба», «хрябает» «пчеложуть»).

Длина предложения

Это самый элегантный прием, который используют все великие писатели и все успешные составители речей и имиджевых Историй. И, конечно, хорошие журналисты.

Предложения могут быть длинными и короткими. Читатель не обращает внимания на их длину, но чувствует задаваемый автором ритм.

У каждого писателя вырабатывается свой стиль написания, свои подходы к формированию длины предложения — разные внутри абзацев.

Условно можно разделить длину предложения по количеству слов в нем (включая короткие слова «и», «а», «но» и т. д.).

Чаще всего по длине выделяют три вида предложений:

К — 1-5 слов — короткое,

С — 6-14 слов — среднее,

Д — 15 и более слов — длинное.

Некоторые идут дальше и вводят 4, 5 и даже 7 видов длины предложений, но это все же уже излишек.

Когда автор пишет, он оформляет свой текст в абзацы. Обычно в абзаце бывает несколько предложений. Опытный автор манипулирует ими, чтобы добиться наилучшего ритма. Нельзя помещать в один абзац только длинные (Д), только средние (С) или только короткие (К) предложения! Обязательно нужно перемешивать К, С и Д. Например:

  • КСДСК
  • СДСКДС
  • КДКДССК
  • ДСКСДК
  • И т.д.

Откройте книгу своих любимых авторов и посмотрите, как они формируют длину предложений в абзацах! Вы удивитесь, обнаружив, что очень часто автор следует одному и тому же ритму (формуле)! Именно так и задается удивительный и своеобразный ритм произведения!

Для художественной литературы оптимальной считается средняя длина предложения в 12-16 слов (количество слов в произведении разделить на количество предложений). В популярных книгах нон-фикшн — 9-15. Для интернет-статей — 8-12  слов. В научной литературе чаще встречаются варианты в 18-25 слов — отчасти поэтому эти тексты так сложно воспринимаются.

Длина абзацев

Длина абзацев тоже задает свой особый ритм.

Взяв любую книгу, вы открываете наугад, перелистываете несколько страниц и сразу настраиваетесь на стиль текста:

  • обилие длинных абзацев говорит о неспешности текста, наличии подробных описаний и/или логических рассуждений;
  • обилие коротких абзацев делает текст излишне торопливым;
  • перемежающиеся короткие и средние абзацы с редким вкраплением длинных делают текст профессиональным и больше нравится читателям;
  • обилие прямой речи и бесконечных диалогов (если они составляет более трети текста) свидетельствует о неопытности автора и графоманстве (за исключением интервью и пьес); • в интервью длина вопросов должна быть как минимум в 3 раза меньше, чем длина ответов (если это не так, значит интервьюер неопытен и больше хочет показать себя, нежели своего гостя).
  • художественный текст или занимательная История без прямой речи тоже говорит о неопытности автора (хотя в некоторых произведениях автор специально обходится без разговоров, но тогда стиль должен быть совершенным);
  • рекламные статьи — Огилви рекомендует начинать с короткого абзаца, в котором будет не более 11 слов. Это же касается и информационных статей. Первый абзац должен сразу заинтриговать и погрузить читателя в тему;
  • интернет предъявляет свои требования: для информационных статей и рассказов важно, чтобы слишком длинных абзацев вообще не было — предельная длина должна быть не более 75 слов. В среднем же нормальным считается абзац в 40-50 слов. Если в тексте очень много картинок, то убого смотрятся слишком короткие абзацы, содержащие до 15 слов, свидетельствуя о пренебрежительном отношении автора к читателю — не информируют, не дают полезную информацию, а лишь «отделываются» от читателя пустыми словами. Иллюстрации следует давать либо сплошным потоком, либо разбивать их не менее чем 2-3 абзацами по 20-60 слов каждый.

Знаки препинания

Знаки препинания могут тормозить текст, а могут разгонять его. В большинстве случаев (но не всегда), для читателя они служат некими ориентирами:

.

Точка — остановка, завершенность

?

Знак вопроса — остановка, предложение к раздумью

!

Восклицательный знак — остановка, привлечение внимания

:

Двоеточие посреди предложения — остановка, расшифровка

Короткое тире — остановка, акцент на периоде (в июне–июле) или расстоянии (Томск–Омск)

Длинное тире в середине предложения — стремительный переброс к расшифровке

Длинное тире в начале абзаца — прямая речь

Длинное тире в предложении — акцент-расшифровка («а он — увы! — не смог», «вера — пусть даже такая нелепая, — ему помогла»)

,

Запятая — накручивание, усложнение текста (иногда ускоряет, а иногда замедляет чтение)

;

Точка с запятой посреди абзаца — признак высокоинтеллектуальной занудности

Многоточие в конце абзаца — приглашение читателю «додумай сам»

Многоточие в конце предложения, но внутри абзаца — разрыв/переход, эмоциональный акцент

Многоточие в середине предложения — авторская пауза, средство привлечь внимание

Замечу, что корректоры очень часто заменяют длинное тире двоеточием. И авторы бывают этим крайне недовольны, поскольку это меняет задуманный ритм фразы.

Упомяну здесь еще об одной группе знаков, которые тоже влияют на ритм текста — «небуквенные орфографические знаки». Это не знаки препинания, а символы, корректирующие орфографию. К ним относятся:

-

дефис — знак, который неопытные авторы вставляют вместо длинного или короткого тире, а на самом деле это пунктуационный соединительный знак (Сухово-Кобылин, Алма-Ата, кое-как, во-первых, день-два)

-

висячий дефис — небрежно прокидывает текст вперед, комкая слова (теле- и радиовещание), допустимо в информационных статьях, но нежелательно в рекламных и художественных текстах

апостроф — очень бросается в глаза, сейчас используется

— в основном в иностранных именах (д’Артаньян), позволяя выделить такое имя в тексте (читатель либо игнорирует, либо ищет его глазом на странице);

— иногда используется для «русификации» окончаний в словах, написанных на другом языке («вышлю е-mail’ом»);

— заменять твердый знак (объект=об’ект, съезд=с’езд) можно только при стилизации под надписи 1920-х годов

( )

скобки — вариативный (на вкус читателя) определитель: в зависимости от заинтересованности читателя в расшифровке, либо ускоряет («мне все равно что там в скобках»), либо замедляет («хочется разобраться в слове или эмоции») ритм чтения

.

Точка в сокращениях — допустима только в учебных, информационных, научно-популярных и научных текстах, реже в журналистике (напр., т. е., 2019 г. и т. д.), а в рекламе и художественной литературе совершенно недопустима

/

Косая черта — допустима только в учебных, информационных, научно-популярных и научных текстах, в художественной литературе не используется

á

Ударение — притормаживает чтение, но необходимо для того, чтобы избежать двусмысленности в чтении слова.

В рекламных текстах такое слово либо специально вводится (обычно это реклама с юмором), либо ему ищется синоним (чтобы не отвлекать читателя от рекламной идеи).

Ставя ударение, смотрите, в какую сторону вам кажется красивей (штрих вправо или влево — в литературе используется 2-й вариант, но в тексте заметнее первый и именно его чаще используют на сайтах и в рекламе):

  1. После нужной буквы поставить курсор и набрать 0300, затем нажать Alt+Х — за̀мок, замо̀к.
  2. После нужной буквы поставить курсор и набрать Alt+0769 — за́мок, замо́к.

Либо просто скопируйте нужную букву:

латинские: ÁÉÍÓÚÝ áéíóúý;

русские: А́Е́И́О́У́Ы́Э́Ю́Я́ а́е́и́й́о́у́ы́э́ю́я́

Визуальные разделители текста

Для информационных, научно-популярных и интернет-статей важными являются также любые визуальные разделители текста:

  • заголовки,
  • списки (нумерованные или маркированные),
  • иллюстрации (фото, рисунки, графики, а в интернете еще и видео, стикеры, информационные плашки, гиперссылки на другие статьи и ресурсы и т.д.),
  • межстрочный интервал (слишком маленький — текст "слипается" и почти не воспринимается, слишком большой создает ощущение разорванности и читать его сложно),
  • размер и начертание шрифта (крупнее или мельче обычного, использование другого шрифта, выделения курсивом или полужирным, подчеркивание гиперссылок и т.д.),
  • выноски (слева или справа от текста, реже — между абзацами, сверху или снизу страницы),
  • формулы
  • и т.д.

Без них текст выглядит не так привлекательно — читатель должен легко перемещаться по тексту и выхватывать взглядом ключевые слова — то, что ему нужно или интересно именно в момент чтения.

Другие статьи о писательском стиле читайте здесь!


На сайте ТЛТ не скучно!

Приходите на платные и бесплатные программы обучения писательскому мастерству!

Покупайте или скачивайте материалы прошедших программ ТЛТ!

Читайте разнообразные статьи для писателей, например:

Автор статьи: Лолита Волкова
0 198

0 Комментариев

Добавить комментарий