Какими бывают синопсисы и как их писать

Фабула и структура

Что такое синопсис?

Синопсис — это изложение содержания главы, рассказа или книги. Но не любое, а очень конкретное:

кто, что, где, почему, чем дело закончится

Важно! Это — НЕ аннотация и НЕ реклама вашего произведения! Это его содержание!

Синопсис всего произведения пишется одновременно:

  • для себя и
  • для издателя.

Для издателя синопсис — ваша визитная карточка, резюме будущей или написанной книги.

Изначально синопсис делали киношники — чтобы сценарист мог подать заявку на фильм. «Стоит ли вообще писать такой сценарий?»

Сейчас в любом издательстве просят оформить «Заявку на издание» — в нее обязательно входит некий пункт, по сути являющийся требованием изложить синопсис (хотя зачастую это формулируется другими словами).

Издатель способен понять, стоит ли издавать книгу, по одному синопсису, даже не открывая рукопись.

Но главное — писатель должен писать синопсис сам для себя. ДО НАЧАЛА развернутой работы над романом.

В синопсисе произведения ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть:

  • Экспозиция — характеристика ГГ с пояснениями, из которых понятно, почему читателя должна заботить их судьба.
  • Ключ Истории — о чем ваша История; если есть, то в чем заключается Главный Конфликт, если нет конфликта, то какое основное действие будет проходить через все произведение.
  • Кульминация — к какой высшей точке будет стремиться ваша История.
  • Развязка — чем должна закончиться История.

Какими бывают синопсисы и как их писать?

По размеру и степени проработанности синопсисы делятся на 4 вида.

  1. Микро-синопсис (10–30 слов) — такой синопсис пишется в самом начале работы над произведением.

Писатель сам себе задает некие рамки. То есть определяет: Кто, С чего начинает и Чем заканчивает. В идеале должен просматриваться и жанр.

Такой синопсис нужен для того, чтобы определиться: а насколько хороша Идея произведения?

Совет на будущее.

Набросайте несколько вариантов таких вот кратких синопсисов — с разными главными героями, завязками и финалами.

Отложите на несколько дней (лучше не менее недели). А потом прочитайте. Сразу увидите, какие из них слабенькие, какие слишком неинтересны, а от каких захватывает дух.

Можно также дать их почитать другим людям (лучше разных возрастов и литературных предпочтений). Соберите мнения хотя бы 3-5 человек и сможете определить, какой из вариантов перспективнее.

Как проверить, правильно ли вы составили микро-синопсис?

Расскажите этот синопсис соседу/коллеге пока едете в лифте. Если слушатель проникся — значит то, что надо!

  1. Краткий синопсис (в одном абзаце, 50–100 слов).

В этом мини-синопсисе нужно развернуть начальную Идею сюжета.

Внимание! Такой вот короткий синопсис — ваша заявка на Произведение. Это НЕ аннотация (реклама для читателя)! Это реклама вашего Произведения для Издателя. Захочет он иметь дело с вашим сюжетом?

Из синопсиса он должен понять:

  • К какому жанру и поджанру относится сюжет.
  • Насколько сюжет оригинален.
  • Насколько Главный Герой может понравится читателю.
  • Насколько «цепляет» ваша подача (владение словом).

В синопсисе НЕЛЬЗЯ писать «…справится ли ГГ с поставленной задачей?»

Нужно написать: «ГГ не справился с ситуацией и бросился под поезд» или «ГГ справился с ситуацией и всех победил».

То есть Издатель хочет видеть к чему вы поведете своего Героя.

Кстати, для вас самих это еще важнее! Точно зная, чем закончится рассказ / книга, вы все действие будете выстраивать именно ориентируясь на это понимание — подводя своего ГГ к нужному состоянию ума, обретению жизненного опыта и нужных знаний.

Вот так много всего… И упаковать это нужно в абзац!

Как проверить, правильно ли вы составили краткий синопсис?

  1. Запишите несколько вариантов микро-синопсиса и дайте прочитать 3-5 (можно больше) знакомым. Какой вариант они выберут?
  2. Представьте, что вы передаете этот синопсис Издателю. Какова будет его реакция? «Давай, пиши, читатель ждет!» или «Слушай, кинь мне расширенный синопсис», или «Ну… не знаю… ни в одну нашу серию такое не подойдет, подумай еще»…

Совет писателю. Прежде чем садиться писать очередную главу, напишите на нее вот такой мини-синопсис. Проверьте — писать станет гораздо легче, а править потом придется гораздо меньше!

  1. Средний синопсис (меньше страницы, 250–300 слов) — это ваше представление о произведении.

Чаще всего именно такой синопсис отправляется в качестве заявки в тех случаях, когда вам нужно получить предварительное согласие Издателя. Если заявка будет одобрена, вы смело можете писать свое Произведение.

Особенно важно это для тех, кто пишет сериалы. Издателю передается обычно развернутый синопсис на уже написанные 1-2 книги, а также краткие или средние синопсисы на следующие 5-6 книг.

  1. Развернутый синопсис (пара страниц, 400–700 слов) — это синопсис, который посылается Издателю по уже готовой, написанной книге (для рассказа и повести вполне хватит краткого).

Но! Для себя автор пишет его после того, как продумает основные переломные моменты своей книги. Это составная часть работы над книгой. Развернутый синопсис изначально автор пишет сам для себя. Это тот пунктир, придерживаясь которого будет потом писаться книга. Ведь пишется она минимум 2-3 месяца, а хорошие книги частенько пишутся годами.

Да, конечно, большинство коммерческих романов пишется за 1-3 месяца, а Дюма вообще выдавал до 40 романов в год, работая по 14 часов в сутки вместе с соавторами и помощниками. Но это, скорее, исключение из правил — действительно сильных романов у него лишь несколько из 400 опубликованных. Большинство же бестселлеров пишутся долго.
— Лев Толстой писал «Войну и мир» 6 лет.
— Маргарет Митчел писала «Унесенных ветром» 3 года, потом 10 лет исправляла, переписывала и дополняла.
— Свои 7 томов о Гарри Поттере Роулинг писала 17 лет.
— Фаулз написал свой первый и лучший детективный роман «Коллекционер» за месяц, а потом несколько лет редактировал и шлифовал его, убирая лишних персонажей и оттачивая каждую фразу.
— Булгаков продумывал «Мастера и Маргариту» 4 года, потом 6 лет писал, потом еще два года правил и шлифовал текст.

Все это время автора ведет и не дает бросить произведение Главная Идея и разработанный в развернутом синопсисе сюжет.

Внимание! В процессе написания начальный синопсис может отчасти изменяться, но главная канва все равно остается. Если видите, что сюжет «чуть изменился» или в него добавились новые линии — обязательно переделайте свой синопсис!

Дополнительные требования к развернутому синопсису:

  • Основной конфликт и/или цель, ради которой ГГ все это вытворяет.
  • Представление о Мире Истории — все действие происходит в одной комнате, в городе, в тропических джунглях или на другой планете? В этом Мире правят жестокие правители или умные советы? Если это важно, то каковы ключевые особенности Мира (география, природа, животные, люди…).
  • Важнейшие события книги — хотя бы 2-3 сюжетные линии (конкретные приключения / достижения ГГ / суть противостояний…).
  • 1-3 ключевых персонажа — их отношения с ГГ (друг / враг / наставник / помощник…) и влияние на сюжет.

Уф. Это теория, которую надо знать — если вы собираетесь писать книги.

И…

...никогда не путайте синопсис с аннотацией (завлекалкой для читателя)!

...знайте разницу между синопсисом (изложением последовательности событий в произведении) и фабулой (хронологическим изложением событий)!

Пример аннотации, краткого и развернутого синопсисов

ТРИ МУШКЕТЕРА

Форма: Роман
Жанр: Приключения
Поджанр: Исторический
Объем: 30 а.л.
Название: Три мушкетера
Автор: Александр Дюма

Аннотация (72 слова)

Самое знаменитое из произведений Александра Дюма. Книга, экранизированная бессчетное количество раз! Лучший авантюрно-приключенческий роман всех времен и народов. Роман о любви и ненависти, о верности и предательстве, об отважных мужчинах и блистательных женщинах, о Франции времен изворотливых кардиналов и романтичных королей. Идет время – однако прекрасный роман Дюма по-прежнему не стареет. Новые и новые поколения читателей и зрителей с замиранием сердца следят за веселыми, опасными и увлекательными приключениями Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна.

Микро-синопсис (30 слов)

Молодой гасконец отправляется в Париж, чтобы сделать карьеру военного. Ввязавшись в любовные и дворцовые интриги, он нарушает планы кардинала Ришелье, теряет возлюбленную, но в итоге получает чин лейтенанта королевских мушкетеров.

Краткий синопсис (70 слов)

Молодой гасконец Д’Артаньян прибывает в Париж с целью сделать карьеру военного. Но тут же ввязывается в любовные и политические интриги. Пытаясь заслужить любовь прекрасной Констанции и спасти королеву от бесчестья, отправляется с верными друзьями в Лондон за подвесками. Растеряв по дороге друзей, он все же привозит подвески королеве. Гасконец разыскивает друзей и отправляется с ними за Констанцией, но ту убивает приспешница кардинала Миледи. Гасконец вместе с друзьями ловит Миледи и казнит ее. Вернувшись в свою часть, получает повышение.

Развернутый синопсис (414 слов)

Молодой небогатый гасконский дворянин д’Артаньян покинул дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетеров. По дороге, в Менге, он ввязался в драку с графом Рошфором, приближенным кардинала Ришелье, и тот похитил его рекомендательное письмо. Из-за этого капитан королевских мушкетеров де Тревиль не дал д’Артаньяну места в своем полку, а отправил его в гвардейский полк Дезессара.

По нелепой случайности в тот же день д’Артаньян обидел сразу троих опытных мушкетеров — Атоса, Портоса и Арамиса — и получил от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четверку за нарушение указа о запрете дуэлей. Д’Артаньян и три мушкетера победили превосходящего противника и стали друзьями. Кардинал Ришелье пожаловался на выходки мушкетеров королю, тот пожурил де Тревиля, но втайне гордился тем, что ему служат такие люди.

Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и остановился у бакалейщика Бонасье и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция служила во дворце прислужницой королевы Анны Австрийской. У королевы — тайный роман с английским министром лордом Бэкингемом, которому она подарила свои алмазные подвески. Кардинал решил скомпрометировать королеву: он уговорил короля устроить бал, на который Анне пришлось бы надеть алмазные подвески и выдать их недостачу. Чтобы спасти честь королевы, д’Артаньян и три мушкетера отправились в Лондон. По дороге троих мушкетеров вывели из строя ловушки, подстроенные кардиналом, но д’Артаньян добрался до Бэкингема и получил от него подвески. Королева появилась на балу в подвесках, кардинал посрамлен.

Тем временем король начал осаду мятежной крепости Ла-Рошель, оплота гугенотов. Три мушкетера и д’Артаньян, который теперь тоже стал мушкетером, проявляют на войне чудеса удали и героизма. Кардинал же задумал убийство Бэкингема и с этой целью послал в Лондон своего агента — Миледи. В этой роковой женщине Атос узнал свою бывшую жену, графиню де ля Фер, известную соблазнительницу и отравительницу. Мушкетеры предупредили Бэкингема об опасности, так что Миледи была арестована, едва ступив на землю Англии. Но затем Миледи удалось соблазнить Фельтона, одного из приближенных Бэкингема, и тот ради нее убил своего лорда.

Вернувшись во Францию, Миледи начала мстить д’Артаньяну и его друзьям. Она проникла в монастырь, где скрывалась возлюбленная д’Артаньяна, Констанция, и отравила ее. Девушка умерла на руках у д’Артаньяна. Мушкетеры решили покончить со злодейкой. Они выследили ее, схватили и приговорили к казни. Лилльский палач, жизнь брата которого тоже погубила Миледи, привел приговор в исполнение.

Мушкетеры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришелье оказался великодушным и в знак примирения даже подарил д’Артаньяну патент на звание лейтенанта мушкетеров. Трое других мушкетеров вышли в отставку: Портос женился, Арамис стал аббатом, а Атос поселился в уединении.

------------

Надеюсь, на этом примере о том, как писать короткий и развернутый синопсис, вам стало понятнее.

Никогда не начинайте составлять план книги или, тем более, ее писать, пока у вас нет развернутого синопсиса — лично для себя! Ну а по ходу написания вы отлично расширите его, наполните своими искрометными текстами, не забудете о глаголах и описаниях, и придумаете сотни потрясающих сценок!

Успехов!


На сайте ТЛТ не заскучать!

Приходите на платные и бесплатные программы обучения писательскому мастерству!

Покупайте или просто скачивайте материалы прошедших программ ТЛТ!

Читайте в открытом доступе разнообразные статьи для писателей, например:

Автор статьи: Лолита Волкова
0 1907

0 Комментариев

Добавить комментарий