Писателю о книжном рынке

Полезные статьи

Книжный рынок большой. Затеряться на нем проще простого.

Писателей с каждым днем становится все больше, а читателей — увы! — меньше.

Нет, я не собираюсь выдавать вам золотой ключик от дверей издателя.
Вы его смастерите сами. Если (или тогда, когда будете) готовы.

Так что эта статья — просто небольшая подсказка для тех, кто уже не просто подумывает, а по настоящему готов выйти на книжный рынок со своими текстами.

Структура книжного рынка

Весь рынок описывать не буду (библиотеки, книжные лотки в аэропорту и т.д. тоже есть, но речь не о них).

Итак. Есть Издатель. Который осуществляет допечатную подготовку вашей рукописи — редактура, корректура, иллюстрации, верстка, выпуск пленок, макет обложки. Потом готовые макеты книги и обложки он сдает в типографию (предварительно заплатив еще и за бумагу).

И вот — ура! — тираж вашей книги отпечатан!

Что дальше?

А дальше в дело вступает торговля.

Есть оптовый торговец — крупного издательства и/или самостоятельный.
Есть средние и мелкие оптовики — разных издательств и самостоятельные.

Они рассредоточивают тираж из типографии по всей стране — по региональным складам и магазинам.

Вы читатель. Пришли в магазин, купили книгу и ушли. Если таких читателей много, магазин заказывает еще — у самого мелкого отптовика. Тот — у просто мелкого, тот — у среднего, тот — у крупного.

Крупный видит, какие книги расходятся лучше и заказывает их издательству. Так формируются тиражи.

Тираж стоит денег (бумага и типографии страшно дорогие).

А где здесь писатель?

Представьте себе. Вы приходите со своей книгой к издателю.

Издатель знает, что он должен будет вложить в нее деньги. Редактура, корректура, верстка, пленки, покупка бумаги, обложка, услуги типографии, складские расходы. Сумма набегает очень нехилая.

Поэтому Издатель хочет публиковать то, что имеет хоть какие-то шансы на продажу тиража (хотя бы одного, но лучше нескольких).

Вы приходите в издательство и говорите: «у меня классная книга, всем друзьям в Одноклассниках нравится!». Издатель вам кивает, улыбается, но не верит. Потому что в гипотетических друзей он не верит — с такими "друзьями" к нему приходит 99 авторов из 100.

Издателю нужен настоящий читатель. Тот, который заплатит деньги — купит книгу. И чтобы это был не один человек, а хотя бы 3-5 тыс. человек (минимальный экономически обоснованный тираж для художки).

И… знаете, все стадо оптовиков и магазинов хотят того же!

Поэтому они хотят иметь хоть какие-то гарантии, что ваша чудесная книжка будет рынку интересна.

Так возникают серии.

Вашу лучшую в мире книжку «Кукушка на склоне» никто покупать не будет (трех фриков, которые ее случайно прихватят, считать не будем — их не 3 тысячи, а всего три человека).

Не будут покупать, если у этой книжки нет знаменитого автора или если она не входит в какую-нибудь уже раскрученную и знакомую читателю серию.

Совет начинающему писателю: ваша первая книга должна точно попадать в издательскую серию именно того издательства, в которое вы обращаетесь!

И важен здесь не только жанр (детектив, фантастика, любовный роман, мемуары и т.д.). Важен также поджанр (любовное фэнтези, иронический детектив и т.д.). Но и этого мало! Нужно чтобы ваша книга соответствовала более мелкой градации — публикуемой этим издательством серии (не просто космические войны! Космические войны между планетами и космические войны, ведущиеся на звездолетах — это разные серии!).

Просмотрите серии издательств, которые есть в вашем городе или те, которые вы найдете в интернете. Если в издательстве нет нужной вам серии — убедить издателя в рыночном успехе вашей книги будет почти невозможно.

Не хочу в чужу серию, хочу в свою!

Опс. А тут есть еще один маааленький секрет. Крошечный шанс сделать серию из книг одного пока никому не известного автора. Тут нужна кучка факторов:

  • автор должен владеть словом и складывать слова в приемлемые сюжеты;
  • автор должен принести в издательство не одну книгу, а серию;
  • серия должна относиться к какому-то главному жанру и, желательно, иметь дополнительный поджанр;
  • серия может быть единой (конечный сериал вроде "Гарри Поттера" или бесконечный сериал вроде "Улиц разбитых фонарей")
  • или в едином жанре (все книги автора — иронические детективы).

Нет, не обязательно приносить сразу рукописи 10 книг. Достаточно двух-трех (редко — одной), плюс синопсисы на следующие 3-5 книг с жесткими сроками их написания.

И если первые две книги хоть сколько-нибудь прилично написаны, у вас есть шанс.

Только, беря на себя обязательства, не забывайте, что рынок требует ритма. Он не будет ждать, когда у вас начнется и кончится авторский застой и вы соизволите выдать третью книгу.

Нормальный издатель берет две книги и ждет, когда вы напишите третью. А потом смотрит, сколько времени вы ее писали и не хуже ли она двух первых. «Хуже» — это не обязательно неграмотно или бездуховно написана. Хуже — это значит «не в тот жанр», «не в тот стиль». Иными словами: «не для того читателя».

Если вы справились и дали обязательство за ближайшие полгода выдать еще 2-6 книг, издатель согласится заключить с вами договор.

Самостоятельное издание книги

Рынок самиздата огромен. Вот лишь некоторые возможности для начинающего автора:

  • Публикация через издательство за счет автора — вы оплачиваете допечатную подготовку и оговоренный тираж, а издательство осуществляет все работы по выходу вашей книги. Дальше — как договоритесь. Либо вы забираете тираж и сами его продаете, либо часть тиража продает по своим каналам само издательство.
  • Самостоятельное издание печатной книги — вы сами ее пишите, редактируете, корретируете, верстаете, передаете в мини-типографию, а потом продаете (или раздариваете друзьям) полученный тираж. Возможно вам удастся найти под это спонсора или вы соберете деньги с помощью краудфандинга (частных пожертвований).
  • Самостоятельное издание электронной книги — сейчас сервисов, где это можно сделать, много, публиковать свою книгу там несложно, только позаботьтесь вначале о том, чтобы нормально отредактировать ее, а потом желательно, чтобы ее вычитал грамотный корректор (читатель звереет, заметив даже малейшую ошибку).

За исключением первого варианта шансов самостоятельно продать достаточное (для самоудовлетворения или для заработка) количество книг у начинающего автора немного. Но они есть — если помимо авторской работы вы будете вести еще и активную маркетинговую деятельность по продвижению своей книги (литературные порталы, соцсети, блоги, сайт книги или автора, платная реклама там же и т.д.).

В любом случае — если ваша книга хорошая, она все равно — рано или поздно — найдет своего читателя. Ну а если вам интересно писать, но неинтересно ее выстраивать, вычитывать, редактировать, править, издавать и продвигать... что ж, сырых книг на рынке самиздата тоже много, только найти своего читателя им почти невозможно. Но вы не отчаивайтесь — просто подойдите к созданию книги с пониманием рынка и того, чего хочет читатель.

Успехов!


На сайте ТЛТ не скучно!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 517

0 Комментариев

Добавить комментарий