Сюжетный стержень истории

Жанры и сюжеты

Сюжетный стержень истории

Лолита Волкова

Практически у любого произведения он должен быть.

Сюжетный стержень — это то, что объединяет и цементирует сюжет, доводя его до логического завершения:

  • если это любовная история, то сюжет может начинаться как угодно, а заканчивается либо свадьбой (в большинстве случаев), либо разводом и новой любовью (редко), либо убийством (очень редко);
  • если это детективная история, то у нее обычно бывает начальный момент (преступление) и заключительный (разоблачение);
  • если это приключение, то оно должно начаться и закончится целиком (или почти целиком) — ГГ отправляется в путь, претерпевает кучу приключений и возвращается домой (читатель не поймет, если в начале Истории найдет непонятно какого ГГ, непонятно как оказавшегося в месте Х, а в конце произведения автор оставит героя где-нибудь в середине пути).

Сам термин «стержень» показывает, что у него есть начало, середина и конец (как позвоночник у скелета — от шеи до копчика держит наше тело и служит проводником всех нервных импульсов).

Точно также, любая архетипическая история включает 3 элемента:

Подготовка — Дорога — Возвращение

Мы уже говорили об этом, когда рассматривали триады превращений ГГ:

  • Простак —> Искатель —> Мудрец
  • Герой —> Бунтарь —> Маг
  •  Заботливый —> Творец —> Правитель 
  • Славный малый —> Любовник —> Шут

Эти три основных отрезка произведения можно разделить на более мелкие части.

Подготовка может включать:

  • Вступление (экспозиция, предисловие) бывает не во всех произведениях. Это просто некая авторская ремарка, погружающая читателя в некий мир / задающая атмосферу произведению / ставящая некие моральные, душевные, нравственные и т.д. вопросы. Вступление может выглядеть как некое отдельное, оторванное от основного сюжета предисловие, а может заключаться лишь в эпиграфе.
  • Завязка. Произведение начинается — читатель знакомится с ГГ и погружается в некую атмосферу обыденной жизни ГГ, его настроения, окружающую среду (быт, взгляды на жизнь, ближний круг друзей и родственников). Завязка бывает не всегда, иногда автор с первых строк погружает читателя в Ключевое событие, меняющее жизнь ГГ — тогда в дальнейшем все эти аспекты (необходимые для понимания базовой сущности, исходного архетипа ГГ — Простак, Герой, Славный малый или Заботливый) все равно должны будут освещены (в форме воспоминаний, в разговорах или авторских отступлениях).
  • Ключевое Событие. То, что меняет жизненный путь ГГ — на одной из жизненных развилок он вдруг ступает «не на ту дорожку», сворачивает с привычного пути. Побуждающим моментом может быть Чужая воля, Стечение обстоятельств, Собственный выбор ГГ и т.д. Этому событию лучше всего соответствует слово «вдруг». Не обязательно вписывать его в текст, но все равно некие события приводят ГГ к вот этому самому «вдруг», вовлекшему его в описываемую Историю и отправившее его в Дорогу.

Дорога обычно включает:

  • Развитие действия. Накручивание, обострение ситуации, перед ГГ ставятся вызовы, которые он не может не принять, но пока у него нет сил с ними справиться. По сути — это этап, на котором ГГ должен осознать, что имеющиеся у него навыки, опыт и жизненная позиция ничем не могут ему помочь. И что ему нужно искать помощь и учиться новому. Именно здесь может происходить постепенная метаморфоза начального состояния ГГ (Простак, Герой, Славный малый, Заботливый) к новому архетипу (соответственно Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец). Именно здесь в сюжет вводятся все ключевые персонажи (появление новых значимых персонажей после Кульминации — дурной тон и неопытность автора).
  • Апогей — в астрономии так называют самую удаленную точку орбиты, то есть когда Луна или спутник находятся на наибольшем расстоянии от Земли. В литературе — это высшая точка чего-либо, например, накала чувств или «последний гвоздь», или «окончательный узел». Нагнетание ситуации достигает высшей точки. Апогей — это точка перед кульминацией. Если вообразить, что дорога ГГ — это путь от дворца царя до заветной яблони, то апогей — как раз эта яблоня, самая дальняя точка, в которую сумел добраться ГГ, далее ему предстоит кульминация, а затем обратный путь. После этого ГГ уже не может оставаться прежним, он начинает свое новое перерождение. Чаще всего здесь ярче всего проявляются черты промежуточного архетипа (Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец) и обнаруживается, то этих свойств Главному герою снова недостаточно для того, чтобы вернуться назад. Именно здесь обычно начинается медленное преображение ГГ к третьему, завершающему архетипу (Мудрец, Маг, Шут, Правитель).
  • Разрешение (снижение действия). После кульминации ГГ начинает, наконец, распутывать все те проблемы, которые свалились на этапе развития действия. Например, если на этапе развития ГГ спасает кролика, то здесь этот кролик помогает ему вернуться. Действие движется по ниспадающей, новых проблем уже не возникает, но приходится распутывать старые (из части развития действия).

Возвращение может включать:

  • Развязку. ГГ возвращается. Иногда с трудом, иногда легко. Порой окончательное превращение в конечный архетип (Мудрец, Маг, Шут, Правитель) происходит именно здесь. Люди встречают его, но ГГ уже другой, он изменился — то есть они это может быть замечают, а может и нет, но взгляд и оценка окружающего у ГГ уже другие.
  • Заключение (постпозиция, подведение итогов, эпилог). Присутствует не везде (в основном в крупных произведениях), но очень нравится читателю. Оно может перекликаться с Вступлением, а может просто подводить итог. Иногда автор показывает здесь будущее героев Истории («жили долго и счастливо») или подводит некоторые итоги, разъясняет те боковые линии, которые получили свою Завязку, но так и не «развязались» до самой Развязки.

 

Постарайтесь прочувствовать, в каких пропорциях следует делить эти части истории (рис. А).

История, в которой Завязка занимает 95% объема, а потом следует скомканная и ничем не мотивированная Кульминация, часто вообще безо всякого внятного окончания (на рис. Б — голубая линия: у начинающих авторов чаще всего так и бывает), не будет пользоваться успехом.

Не признают читатели и скомканную или вообще отсутствующую Завязку, растянутое развитие сюжета, завершающееся невнятным окончанием по принципу «здесь у автора кончились силы жевать эту тягомотину» (красная линия — наиболее частый вариант произведения, написанного графоманом).

Рекомендуем также почитать:

36 сюжетов Польти

Роберт Макки: Структура текста

Что мы пишем? Формы литературных произведений

Типы и количество персонажей

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 878

0 Комментариев

Добавить комментарий