Приемы и виды комического

Стиль произведения

Некоторые приемы комического

Комическое — по сути это все смешное. Но шутки бывают добрыми, а бывают злыми. Нужно очень четко их различать и использовать лишь те, которые соответствуют духу вашего произведения.

  • серьезная (даже обличительная) речь, сказанная не там, не тем или не тогда (т.е. не соответствует моменту) — пример: Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова;
  • закомплексованность или оторопелость, когда персонаж начинает говорить не то, что хочет сказать, а совсем другое (например, вместо «я рад тебя видеть» говорит «у тебя друзья отстойные» или вместо «я тебя люблю» — «я давеча отравился, живот болел» и т.д.);
  • эгоцентрические реплики, когда персонаж не учитывает, не замечает и не принимает самолюбия и мнений окружающих, а высказывает лишь то, что думает — самый яркий пример — сериал «Теория большого взрыва» вся построенный на вот такой душевной слепоте;
  • фарс — нелепые ситуации, в которые попадает герой — падает, дерется, на него что-то сваливается, его принимают за другого и т.д. (практически все фильмы с Чаплиным);
  • любое несочетание формы и содержания («эй, толстяк», обращенное к щуплому или «любимец женщин» — к ужасно неудачливому кавалеру).

Во многом приемы зависят и от того, к какому виду комического относится ситуация. Здесь я сделала подборку основных видов (чтобы уж было в одном месте).

В. Я. Пропп выделяет также множество причин, по которым люди смеются:

  • Комизм сходства
  • Комизм отличий
  • Человек в обличье животного
  • Человек-вещь
  • Осмеяние профессий
  • Пародирование
  • Комическое преувеличение
  • Посрамление воли
  • Одурачивание
  • Алогизмы
  • Ложь
  • и др.

Виды комического

КОМИЧЕСКОЕ — смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.

Основные виды комического:

• Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Так, гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» буквально пронизана юмором (описание капризной красавицы Оксаны, Чуба и т. д.).

• Ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Например, в «Мертвых душах» Гоголь иронически изображает помещиков и чиновников. Ирония в характеристике Ноздрева за­ключается в противоречии между ее первой частью, где подобные Ноздреву люди называются хорошими товарищами, и последующими словами о том, что они «при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

• Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Правдивое, но часто утрированное описание любых людей или явлений. Вызывает гнев и отвращение к высмеиваемым объектам (в «Мастере и Маргарите» Булгакова «дом Грибоедова», где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. О литературе здесь мало что напоминает, а все двери увешаны табличками типа «Рыбно-дачная секция»).

• Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда не­годование высказывается вцолне открыто. Например, с сарказмом говорит Лермонтов в стихотворении «Дума» о своем поколении: «Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом...», и заканчивет едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «Насмешкой горькою обманутого сына/Над промотавшимся отцом».

• Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Например, гротеск активно используется Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города». По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители города, глуповцы, «чувствуют себя сиротами» без градоначальников и считают «спасительной строгостью» бесчинства Органчика, который знает только два слова — «не потерплю» и «разорю». Вполне приемлемыми кажутся горожанам такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, задумавшего захватить всю вселенную. Стремясь реализовать свой «систематический бред», Угрюм-Бурчеев пытается все в природе уравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, что в результате приводит к разрушению города его же жителями.

Оксюморон — стилистическая фигура, или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением («горячий лёд», «далекое близкое», «живые мертвецы», «юные старики», «слышно, как молчит тишина», «звучащая философия», убогая роскошь наряда, живой труп, веселящаяся скука, скучающая весёлость, «жар холодных числ», белая ворона и т. п.).

Эпиграмма. История её происхождения восходит к Древней Греции (греч.epigramma, буквально — надпись). Тогда эпиграмма представляла собой надпись на памятнике, здании, подарке и т.п., объяснявшем значение предмета. Однако позже — в VII–VI вв. до н. э. эпиграмма оформилась в короткое лирическое стихотворение произвольного содержания (сперва — посвятительные надписи, потом — эпитафия, - поучения, описания, любовные, застольные, сатирические стихи). В новоевропейской поэзии эпиграмма прочно утвердилась как короткое сатирическое стихотворение. В нем сочетается острота мышления с мимолетным откликом на конкретные события эпохи.

Пародия — подражание внешним признакам человека или какого-либо явления с целью подчеркивания их внутренней пустоты или большей или меньшей степени ущербности. В пародии подражают обычно форме, а выявляют существенное, причем элементы формы в пародии нарочито акцентируются, намерено и почти незаметно смещаются и тем самым гиперболизируются. Какой бы характер не имела пародия — добродушно-юмористический, язвительно-иронический или уничтожающе-саркастический — она оказывается возможной лишь при условии, если  в стиле пародируемого действия или художественного произведения есть некие «слабые» места, уязвимые для критики. Пародист обнаруживает их и, гиперболизируя, делает смешными. Вот почему крайне трудно написать пародию на классически совершенное и безупречное произведение, скажем на поэму А. Пушкина или роман Л. Толстого, но довольно легко пародировать стихи слабых поэтов или детективный фильм.

Каламбур — комический эффект зависит не только от свойств изображаемого предмета, а от того, как именно, каким языком о нём говорится. То есть, само сочетание слов, своеобразная игра ими может вызывать улыбку и смех. Каламбурную словесную игру очень любил А.С. Пушкин. При этом в художественных произведениях она встречается довольно редко, но зато её много в его письмах. Так, в письме к Плетневу после своей женитьбы он писал: «...взять жену без состояния, я в состоянии, но входить в долги ради её тряпок — я не в состоянии» и т.д.

<Извините, источники формулировок разные, переписывать их не стала, поэтому не всегда однотипное описание>

 

Рекомендуем также почитать:

Джонотан Линн: Мои любимые 13 правил комедии

Сочетание глагольного и описательного действа

Что мы пишем? Формы литературных произведений

Виды и жанры литературы

Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. — М.: Искусство, 1976. — 184 с. (скачать в формате djvu)

Понравилось? Поделись с друзьями!

 

0 3485

0 Комментариев

Добавить комментарий