Любовь, Приключение и Детектив

Жанры и сюжеты

Любовь, Приключение, Детектив

Лолита Волкова

Любой бестселлер — АВАНТЮРНЫЙ РОМАН, содержащий:

  • либо Любовь,
  • либо Детектив,
  • либо Приключение,
  • либо (что лучше) их смесь.

Какой бы ни была проза, она только выигрывает, если автор задействует хотя бы одну из форм авантюрного романа (но лучше все три). Так, "Имя розы" Умберто Эко (где есть и любовь, и приключения, и детектив) читать намного увлекательней, чем "Замок" Франца Кафки (где есть лишь любовь), хотя и там, и там мы видим и мистику, и аллегории, и хаос, и строгость, и сарказм и множество других общих компонентов.

Любовь

Поиск ВЕЧНЫХ любовных отношений.

Рассвет: Она влюбляется в Него. / Он в Нее / Они друг в друга.

День: все вокруг ополчилось против них (хотя и у героев может быть «группа поддержки»). Преодолевая все препятствия оба, наконец, постигают (катарсис: возвышение / очищение / оздоровление), что осознали свое счастье.

Вечер: читатели счастливы — герои нашли не только свою, но и их мечту. Важен эпилог — как счастливы влюбленные, как осознали /смирились окружающие. Здесь писатель ставит точку, намекая, что далее счастливую пару ждет вечная любовь, к которой так стремится читатель («жили долго и счастливо, и умерли в один день»). Потому что писатель-то понимает, что эта пара испытает еще массу проблем, пока поймет, что любовь — это деятельное служение своей любви (а если не поймет — расставание пары неизбежно).

Возможный вариант: влюбленные погибают (Ромео и Джульетта). Здесь трагичность непонимания — отличный вариант для читателей-тинейджеров, но детей и взрослых не заинтересует. Тут важно: показать необратимость смерти и идиотизм скороспелых решений неудачливых влюбленных, которым бы еще жить и жить.

Еще один вариант печальной концовки — гибель одного из героев (Анна Каренина). Это не слишком желательный вариант, поскольку читателю больше нравится хэппи энд. Однако автор может прибегнуть в нему, чтобы показать либо психологические проблемы, либо политические реалии, либо моральные метания героев, неприспособленность человека к окружающему его миру или, наоборот, выталкивание миром слишком добрых / злых / беспомощных / смирившихся и т.д. людей.

В некоторых произведениях любовь может быть не только между мужчиной и женщиной, но и в самых разных других смыслах, например, любовь к своей семье ("Отец Горио" Оноре де Бальзака), любовь к родине (патриотическая литература), любовь к жизни ("Как закалялась сталь" Николая Островского), любовь к идеалам (образ Че Гевары и других борцов присутствует во многих произведениях) и т.д.

Требования к автору: хорошее знание психологии, большой личный жизненный опыт, умение сопереживать, владеть искусством интриги.

Приключение / сказка

У Героя свербит жажда перемен / Герой втягивается в перемены.

► Здесь нет борьбы и победителя, а есть противостояние («спорт»):

  • между Героем и обстоятельствами
  • между Героем (протагонист) и Антигероем (антагонист)
  • между Героем и Природой

Герой побеждает, а противник особо не страдает.

► Здесь любое действие Героя имеет последствия (спас зайца — в дальнейшем заяц поможет Герою; влез на гору — приобрел опыт…)

► Здесь у героя может быть цель (найти клад, вытащить репку), а может и не быть никакой цели кроме самих перемен (путешествия).

Подготовка — причины, побудившие Героя отправиться в путь.

Путь — множество приключений (веселых или злых — в зависимости от жанра). Обязательное условие: Герой (и читатель) постоянно чему-то учится, извлекает уроки из каждого приключения («не ходи ночью по болотам!», «окапи — это не жираф и не зебра!», «друзья помогают»).

Возвращение — возмужавший герой обязательно вернется домой / построит свой дом.

Требования к автору: Приключения — самый легкий путь для писателя (частенько обосновывается только повод отправиться в путь), но он требует большой эрудиции, внимания к мелочам и хорошего слога.

Детектив (классический)

Поиск разгадки. Хороший детектив – это всегда очень яркие, точно описанные герои и персонажи (все должны иметь свои достоинства и недостатки) + очень кропотливо продуманная схема произведения.

Предыстория: обыденность, все как всегда, но тут начинают случаться странные происшествия (выталкивающие героя из обычной жизни).

Действие: возможность для читателя разгадать шараду. Важно: дать читателю многочисленные ключи для отгадки, но замаскировать их: дать ложные разъяснения большинства отдельных событий, объяснить обычной логикой (дерево сломал ветер, а не преступник).

Завершение: разгадка, желательно с описанием последовательности решения (раскрытие истиной роли ключиков так, чтобы читатель хлопнул себя по лбу: «о! я так и знал, а вот этот ключик я не заметил!»), т.е. обязательно некоторые ключики должны быть вычислены читателем, но не все.

Требования к автору: Важна достоверность: почему Герой ввязывается в историю, способы сбора ключиков, логичность умозаключения, способ раскрытия (рассказ Героя).

Рекомендуем также почитать:

Текст и три мозга

Сюжетный стержень Истории

Роберт Макки: Структура текста

Архетипы: путь Главного Героя

Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 1000

0 Комментариев

Добавить комментарий