Продвижение своей книги

PR, маркетинг, брендинг

Как продвинуть свою книгу?

Да, можно отдать рукопись в издательство и оно само все сделает.

Но что, если вы выпустили книгу через один из сервисов самиздата? Да, можно заплатить кучу денег рекламному или креативному агентству и ждать, когда начнутся (или не начнутся) продажи.

Но если нет больших денег на это, то... Угу. Продвигать самостоятельно! Как?

Как самостоятельно повысить продажи книги?

Чтобы купить книгу, читатель должен вас знать, либо доверять издателю / серии / жанру. Но откуда он может узнать о вашей книге и качестве ваших текстов?

Мы уже говорили о том, что нужно четко попасть в жанр и поджанр (например, "Фантастика: попаданцы" или "Фантастика: ЛитРПГ"). Но этого мало. Книг в любом жанре — сотни тысяч. Как сделать, чтобы читатель обратил внимание именно на вашу книгу? Ведь их сейчас на любом книжном сервисе сотни тысяч! Как не затеряться в этой массе?

Рассмотрим 3 варианта маркетинговых и PR-вариантов: продвижение, личность, тема.

Продвижение своей книги или серии книг

Здесь масса возможностей. Проще всего просто пройтись по всем пунктам 7Р маркетинга (обычно 7Р применяется к услугам, но книга все же ближе к услуге, чем к обычному товару).

1. Продукт

То есть ваша книга (или серия книг):

  • интересная именно этой ЦА (вызывающий сочувствие или сопричастность, узнаваемый архетипический ГГ, яркий мир, оригинальный динамичный сюжет);
  • написанная подходящим для ЦА языком — но если книга действительно будет активно продвигаться, то в обязательном порядке подыщите для нее хорошего редактора (то есть такого, который улучшит ваш текст, не ломая стиль);
  • имеющая уникальные особенности (наличие интересных для этой аудитории откровений, секретов, умозаключений, лайфкаков);
  • дополнительные фишки (наличие серии, возможность продолжения, карты, рисунки и т.д.).

2. Цена

Цена должна соответствовать покупательским ожиданиям.

Считается, что книги, которые продаются, ценятся больше, чем бесплатные.

Однако для первых книг серии (или жанра) вполне возможна их бесплатная выкладка (но продвигать бесплатную книгу нужно не менее активно, чем книгу, которую вы продаете за деньги).

3. Место

Для книг здесь двойной смысл:

  • то, где происходит действие книги — дальние планеты и космические корабли или среднестатистический городок, или древний замок, или порхание ГГ по столицам мира, джунглям или горам — каждому жанру свое;
  • то, где можно купить или скачать вашу книгу — старайтесь обеспечить как можно больше мест, где читатель сможет ее найти.

4. Продвижение

Здесь целый комплекс мероприятий — в зависимости от бюджета можно выбрать бесплатные или платные варианты.

Нужно учитывать и то, какой метод продвижения вы выберите: "тяни" или "толкай".

Стратегия "толкай" – передача всех полномочий по продвижению цепочке продавцов. Она характерна для издательств — выпустили книгу, отдали крупному оптовику, а далее тот уже "проталкивает" книгу дальше: средним и мелким оптовикам, а те — книжным магазинам и ларькам.

По такой же стратегии действует большинство неопытных авторов, публикующих свои книги на издательских платформах самиздата — опубликовали и успокоились: дальше трава не расти, пусть старается издатель. Увы, у этого издателя каждый день публикуется книг по 500, им совсем не до вас и вашей книги.

Стратегия "тяни" — это исходная ориентация на потребителя, то есть на читателя. И авторское продвижение как раз и нацелено на такую стратегию

Впрочем, существуют и огромные фирмы, которые действуют по стратегии МЛМ ("мульти-уровневый" или "сетевой" маркетинг), продвигая товар "из рук в руки" — Цептер, Фаберлик, Мэри Кэй и др.).

По сути любая вау-книга сама собой создает свою сеть почитателей, как это получилось с Гарри Поттером. Хотя даже не слишком тиражные книги все равно имеют своих поклонников, просто те не всегда объединяются в стаи или стаи эти очень локальны.

Так что для начала автор должен дать начальный "пинок" — написать и издать книгу, а потом приложить хотя бы небольшие усилия, чтобы ее продвинуть. Ну, хотя бы, 15-30 минут в день в течение пары месяцев — минимум за 2 недели до выхода книги и минимум 4-6 недель сразу после выхода.

Каналы распространения

Помимо обычных и интернет-магазинов это могут быть:

  • ваши публичные выступления — договориться с библиотекой, школой, книжным магазином и выступить с презентацией вашей книги и автограф-сессией — можно там же продать экземпляры или оставить автограф на книгах, которые вы дарите;
  • подарки вашей книги в качестве приза — на сторонних конкурсах и иных меропрятиях (спонсоры конкурса могут купить ваши книги в качестве подарка участникам), а также на ваших личных рекламных каналах (соцсети, блог, форумы — «самому активному читателю», например).

Реклама

Здесь все просто — платите и получаете или не получаете результат.

Все зависит от того, насколько:

  • правильно вы определили рекламные носители,
  • хорошо сформулировали аннотацию,
  • привлекательна обложка,
  • сюжет соответствует целевой аудитории (ЦА),
  • стилистика изложения подходит для этой аудитории.

Стимулирование сбыта

  • если вы продаете свои бумажные книги через магазины, то постарайтесь обставить это красиво, например, закажите закладки с рекламой и текстом из ваших книг (их можно заказать где угодно, даже в фирмах, выпускающих визитные карточки);
  • при продаже через интернет электронных версий книги, попробуйте сделать подарок читателю, разместив, к примеру, полезную для него информацию в конце книги (словарь терминов мира вашей истории, разъяснения имен и т.д.) — старайтесь не перегружать книгу бессмысленными рисунками (то есть хорошо, если вы нарисуете оригинальный силуэт вашего «мумми-тролля», или приложите карту путешествий ГГ, но давать пейзажные рисунки, которые хороши в цвете, но пропадают в ч/б виде, точно не стоит);
  • стремитесь окружить вашу книгу слухами и сплетнями, загадками и секретами, которые будут интересны посетителям ваших соцсетей и блогов.

PR-акции

Их можно проводить регулярно, а можно просто использовать методы ньюсджекинга.

Пользуйтесь любой возможностью напомнить читателям или подстегнуть тех, кто уже слышал о вашей книге, но пока еще не собрался купить, о книге, мире или героях. Особенно важно это в тех случаях, когда вы предлагаете не одну книгу в данном жанре, а целую серию книг (не обязательно "только Гарри Поттер" — возможны приквелы и сиквелы или просто ваши книги, написанные в том же жанре).

5. Люди

Здесь важно наладить контакт со всеми — и читателями, и тем, кто помогает вам продвинуть вашу книгу

Коммуникации с читателями нужно проводить очень широко:

  • социальные сети, возможно даже отдельные страницы, посвященные только вашей книге, серии ваших книг или всем вашим книгам сразу — регулярные публикации (не с рекламой книги, а побуждающие общение — вначале фрагменты из книги, вопросы, загадки, потом ответы на вопросы читателей и т.д.);
  • своей сайт, посвященный книге с возможностью обсуждения (если это сайт-визитка, то можно сделать ссылки на соцсети);
  • ютуб — возможно ролик о книге или серия передач о мире вашей истории (особенно если это исторический роман, фантастика или фэнтези);
  • публикация ваших рассказов (на ту же тему или жанр) на различных бесплатных ресурсах со ссылкой на книгу;
  • просите читателей оставлять отзывы на сайте, где продается книга;
  • вовлекайте читателей в игры и конкурсы, победителям дарите баллы, сертификаты, значки, звания…
  • постарайтесь создать (или поддерживать читателей, которые его создают) сообщество читателей ваших книг — это позволит с гораздо меньшими усилиями продвигать ваши следующие книги;
  • сделайте рекламный буклет вашей книги в .pdf — ваше фото, обложка книги, сведения о вас, развернутая аннотация, цитаты из книги, отзывы уже прочитавших вашу книгу (который потенциальные читатели смогут скачать или прочитать онлайн);
  • создайте крошечные видео-ролики с рассказом о вашей книге — на 15 и 30 секунд, 1 и 3 минуты (его можно записать даже на телефон), а потом выкладывайте их везде (соцсети, блог, сайт…);
  • сделайте сами или закажите буктейлер вашей книги на 30 секунд, обязательно с субтитрами (размещать можно везде — от своих страниц в соцсетях до ютуба);
  • напишите увлекательную историю о том, как вы работали над книгой — это привлечет и читателей, и журналистов;
  • пишите благожелательные отзывы о книгах других авторов того же жанра со ссылкой на свою страницу;
  • стимулируйте распространение слухов о вас и ваших книгах — это лучше всего привлечет внимание читателей, блогеров, прессы;
  • упоминайте книгу со ссылкой на ее интернет-адрес в текущих постах на своих страницах — привязывая к своей жизни («сегодня получилось как в моей книге»);
  • поддерживайте добрые отношения с различными профильными изданиями, журналистами и успешными блогерами, пишите им адресные письма (не стандартные, а нацеленные именно на этого человека или издание) с информацией о вашей книге и почему она может быть им интересна;
  • в некоторых случаях дарите свои книги таким людям (не всем, а тем, которым интересна тема и есть шанс, что они захотят почитать и рассказать о ней в своих блогах или изданиях);
  • по первому требованию предоставляйте им свои рекламные материалы (не заваливайте их заранее, высылайте только если они попросят — уважайте их время).

6. Материальные свидетельства

Людям нужны напоминания и то, что «можно подержать в руках»

  • дарите или подписывайте свои книги всегда адресно, с упоминанием имени, не стесняйтесь высказать добрые пожелания или назвать человека «другом» или другим приятным ему словом;
  • при встрече с потенциальными читателями имейте в запасе хоть 1 экз. книги («подержать в руках»), визитки и закладки с вашим именем и рекламой книги;
  • для покупателей электронных версий вашей книги важны "напоминалки" и "наглядные свидетельства" — делайте картинки и комиксы со сценами из книги (не внутри текста, а в социальных сетях, блогах, форумах, чатах и т.д.), предоставляйте карты и схемы помещений — тех мест, где происходит действие (кстати, это охотно сделают совершенно самостоятельно ваши фанаты... если они у вас появятся).

7. Процесс

  • Организуйте свою жизнь так, чтобы ежедневно минимум 30-40 минут вы могли уделять продвижению своей книги. Но если продвигаете книгу очень серьезно, то на продвижение у вас уйдет не менее 6 часов ежедневно, без выходных — не забудьте запланировать в своем расписании хотя бы час-два на работу над следующей книгой (продумывание деталей и плана, написание, авторская редактура)!
  • Создайте и держите под рукой (и в облаке) все рекламные материалы, чтобы в любой ситуации быть готовым предоставить интересующимся отдельную или самую полную и разнообразную информацию о вас, вашей книге, ваших героях и мире вашей истории.

Продвижение книги: ваша личность

Здесь могут быть разные варианты, но все связаны с вашей личностью.

Раскрученная личность. Вы — известный в определенных кругах человек (известный киноактер, спортсмен, певец журналист, телеведущий и т.д.). Естественно, что ваше творчество привлечет внимание тех, кто следит за вашей основной карьерой.

Звездный автор. Вы выстреливаете одной убойной книгой, а далее читатель будет рад проглотить все остальные. Здесь возможны разные варианты.

Так, книга-бомба (бестселлер) может быть вашей первой книгой, и тогда нужно будет очень много и очень быстро писать следующие.

А может быть бестселлером станет пятая или пятидесятая ваша книга, тогда вам будет легче, просто дорабатывать, доводить до ума и публиковать уже написанные ранее.

Пиар-раскрутка. Довольно дорогой, но весьма действенный способ (если вы имеете для начала хотя бы 2-3 книги одного жанра, более или менее прилично написанных).

Отбираете и нанимаете команду людей, которые создадут красочный сайт о ваших книгах.

И другую команду хотя бы из 2-3 человек, которые будут вклиниваться с репликами на десятки форумов, вести от вашего имени ежедневные блоги и страницы в соцсетях.

Если ваши книги — не полная ерунда, то окупаться вложения могут начать уже через несколько месяцев. Впрочем, затея может провалиться, если книги не соответствуют запросам аудитории (например, написаны хорошим языком, но не подходящим для данного жанра стилем — слишком сложным или слишком простым) или если вы подобрали неправильных исполнителей.

Продвижение книги: правильная тема

Это вариант очень легкий, но одновременно малопригодный для многих авторов, выпадающих из мейнстрима.

Мейнстрим. Нужно попасть в тему. В то, что именно сейчас пользуется максимальным интересов в вашем сегменте покупателей.

Например:

  • На российском рынке основными покупателями являются подростки — они привыкли делать онлайн-покупки и чувствуют себя в интернете чаще лучше чем дома. А основную массу подростков преимущественно волнуют вопросы секса — с этим ничего нельзя поделать. Если вы пишите фантастику и фэнтези с обилием постельных сцен — вы в тренде. Могут пройти подобные же секс-исторические романы, и псевдодетективы.
     
  • Для узкоспециализированного сегмента подходят точечные попадания в тему. Например, Лукьяненко разрешает лучшим фикрайтерам публиковать под своими именами продолжения его миров («Дозоры» и другие). Самостоятельно ни один из них пробиться с подобными книгами бы не смог (качество текста явно ниже), но в обойме у них получается, а продажи раскрученной темы довольно высоки, хоть и существенно ниже продаж оригиналов. Напишите в легком стиле «Неизвестные дети д’Артаньяна» или «Предысторию капитана Немо» — и интерес определенной аудитории будет вам обеспечен, дальше уже все будет зависеть от вашего писательского мастерства.
     
  • Сериальность. Пишите и бейте в одну точку — после того, как у вас соберется хотя бы 8-10 книг на одну тему, шанс вдруг обрести своих читателей довольно высок (если книги хоть сколько-нибудь читабельны) — аудитория людей, которые любят читать «понятное» довольно велика. Сейчас мы в ТЛТ пытаемся сделать это с миром хоганов — за год выпущено уже 3 книги. Этого пока мало, но в какой-то момент накопленная масса должна перейти в качество. Конечно, книги одного автора на одну тему найдут гораздо большую аудиторию, но и просто общий мир истории вполне может двинуть всю серию.

Вне темы и жанра. Вы не попадаете ни в какой жанр, вам хочется написать гениальную вещь и вам плевать на читателя.

Пишите. Если вещь будет гениальной, она все равно найдет своего читателя — может быть не сразу, но когда-нибудь...

Только не забывайте первое требование к книге, которую читают — она должна быть написана и издана!

Вместо заключения

Здесь перечислено очень много разных методов и способов добраться до своего читателя.

Но...

Напишите отличную книгу. Поработайте над ее авторской редактурой. Дайте почитать 3-5 бетам и учтите хотя бы некоторые из их замечаний. Отдайте хорошему (именно для вас и вашего стиля) редактору. А потом опубликуйте.

Можно на начальном этапе (первые пару недель после выхода книги) приложить очень много усилий для продвижения — соберите команду единомышленников (можно привлечь бет и нескольких друзей из ваших соцсетей), чтобы они тоже немного поработали на вас (не перегружайте их, все должно быть именно по-дружески) — предоставьте им все нужные материалы (буктейлер, рекламную брошюру о вашей книге, забавные картинки, несколько вариантов кратких и развернутых аннотаций и т.д.), чтобы им не пришлось самим что-то изобретать, а лишь написать личное мнение и приложить к нему нужные материалы со ссылками на страницу интернет-магазина, где можно купить вашу книгу.

А самое важное — пишите! Пишите следующую книгу, продумывайте необычные ходы, которые увлекут и заинтригуют вашего читателя! Если ваши книги будут отличными, то они и сами найдут своих читателей — нужен лишь маленький толчок в начале, а дальше все покатится как ком с горы.

Пишите классно, пишите увлекательно, пишите глубоко, пишите, выверяя каждое слово и каждую фразу — и все будет хорошо!

Успехов!


И, кстати, не забывайте почитывать разнообразные материалы и статьи для писателей, регулярно появляющиеся на нашем сайте — перечень всех статей вы найдете вот тут!

Автор статьи: Лолита Волкова
0 269

0 Комментариев

Добавить комментарий