Прогулки с наблюдениями

Упражнения для авторов

Упражнение для авторов #2.
Прогулки с наблюдениями

Только ты и окружающий мир — самотренинг

Я часто даю задания понаблюдать и описать увиденное. Иногда получается здорово, иногда ну просто совсем ничего полезного не наблюдается...

Все дело в том, что без осознанной привычки к наблюдениям, сделать это с первого раза сложно. А ведь писатель должен уметь подмечать мелкие детали, особенности, неожиданные штрихи — без этого текст будет выглядеть блекло и безжизненно.

Сравните:

  • Напротив развалился небритый мужчина в дорогих, но неопрятных джинсах и кожаной куртке. Лицо его напоминало бандитское. Особенно это подчеркивала кепка. Абсолютно не запоминающийся тип, его невозможно описать, просто человек толпы.
     
  • За соседним столиком сидел парень лет 30 с чуть заметными восточными чертами. Легкая — такая модная нынче — небритость и добротная, но явно не табуированная одежда, придавала ему вид утомленного жизнью яппи... если бы не твидовая кепка на макушке. Чем-то она напоминала головной убор Шерлока Холмса и казалось, что он уже пробуравил вас своим взглядом-микроскопом и узнал о вас то, что вы и не думали никому рассказывать. Когда он повернул голову к официанту, я заметила у него на виске родинку. Маленькая, на излете левой брови, она неожиданно придала ему немного залихватский вид. И я поняла, что узнаю его даже через двадцать лет.

Это описание одного и того же человека. Первое сделала девушка, довольно известный блогер, которая никогда не занималась наблюдениями. Второе — тоже девушка, успешный копирайтер, занимающаяся сегодняшним упражнением больше пяти лет (говорит, что за это время она пропустила «прогулку с наблюдениями» только один раз, когда внезапно и бурно влюбилась).

Думаю, вы теперь поняли, что наблюдения — это не только умение увидеть какую-то деталь, но «упаковать» ее так, чтобы образ стал объемным и запоминающимся.

Писатель должен наблюдать все время. Не забывайте: «видеть» и «замечать» — разные понятия.

В чем суть упражнения?

Большинство известных писателей (и древних, и современных) делают это упражнение постоянно, всю жизнь. Ведь ничего сложного в нем нет. Они просто гуляют.

Впрочем есть и некие условия таких прогулок:

1. Гулять минимум 1 раз в неделю, каждый раз не меньше, чем 2 часа.

2. Никогда никого не брать с собой на эти прогулки— идешь только ты.

3. Выходя на прогулку, настраиваешь себя на наблюдения.

Места для прогулок могут быть самыми разными.

Когда дождь или холодно, я еду в большой строительный или мебельный магазин (Икея отлично подходит, а еще больше подходит большой строительный магазин, где всякие доски, замки, обои...), хотя и просто кафе подойдет.

Когда хорошая погода - это парк, улица, набережная, площадка перед метро или автобусная остановка.

Наблюдать можно за всем, за что зацепится взгляд:

  • как падают листья,
  • как встречаются влюбленные,
  • как бредут уставшие люди и как - бодрые,
  • как ковыляет по снегу девушка на лабутенах,
  • как выглядят попы, затянутые в джинсы,
  • кто покупает линолеум,
  • куда и как люди выбрасывают мусор,
  • куда люди кладут сдачу...

Не важно, за что зацепится ваш взгляд. Но каждый раз в голове пытайтесь зафиксировать в сознании, а затем описать сценку так, словно это эпизод в вашей книге.

Можно заметить что-то, сфокусироваться, погрузиться в мир фантазии и придумать историю:

  • какая ванная будет у людей, которые выберут вот эту кафельную плитку, что может произойти с этими людьми и какое значение будет иметь цвет/фактура этой плитки;
  • историю вон той дамы, которая идет в грязной куртке / шикарной шубе / рваных джинсах;
  • что случится завтра с вот этими парнями, которые сейчас так весело смеются;
  • чем занимается у себя дома вон тот полицейский;
  • какая семья у той бабушки, что продает у метро цветы, срезанные на чьей-то даче (ее это дача, дача знакомых, родственников или просто заброшенный сад, где хозяева появляются редко и никто слова не скажет, если она срежет пяток букетов...)

Поначалу, может быть будет сложно. Но вы все равно выходите на прогулку каждую неделю. День не имеет значения — это может быть выходной, а может просто 2 часа после работы.

4.  Идеально, если присев на лавочку / за столик в кафе, вы тут же набросаете несколько слов — лучше в блокноте, но можно и в блокноте смартфона.

Записывать нужно только наблюдения, факты, события. В крайнем случае — внезапно возникшие мысли.

Если придет в голову интересный сюжет истории, то его тоже можно записать, но лучше не нужно — если сюжет и вправду хорош, вы его запомните и доведете до ума позже.


Не откладывайте! Не отменяйте своих свиданий с наблюдениями! И приучите окружающих, что у вас каждую неделю есть РАБОТА - два часа гулять и наблюдать.

Во время этих прогулок вы разовьете у себя потрясающее чувство писателя — «умение замечать» — и в дальнейшем станете фиксировать интересные жесты, фразы, реакции, явления природы и погоды уже автоматически!

Успехов!


Рекомендуем также почитать:

  1. Раздел Учусь учиться
  2. Как вставить ссылку на интернет-страницу?
  3. Некоторые приемы комического
  4. Как выбирать имена персонажам

Список всех статей и других материалов ТЛТ вы найдете _здесь_.


Понравилось? Поделись с друзьями!

Автор статьи: © Лолита Волкова
0 673

0 Комментариев

Добавить комментарий