Упражнение для авторов #2.
Прогулки с наблюдениями
Только ты и окружающий мир — самотренинг
Я часто даю задания понаблюдать и описать увиденное. Иногда получается здорово, иногда ну просто совсем ничего полезного не наблюдается...
Все дело в том, что без осознанной привычки к наблюдениям, сделать это с первого раза сложно. А ведь писатель должен уметь подмечать мелкие детали, особенности, неожиданные штрихи — без этого текст будет выглядеть блекло и безжизненно.
Сравните:
- Напротив развалился небритый мужчина в дорогих, но неопрятных джинсах и кожаной куртке. Лицо его напоминало бандитское. Особенно это подчеркивала кепка. Абсолютно не запоминающийся тип, его невозможно описать, просто человек толпы.
- За соседним столиком сидел парень лет 30 с чуть заметными восточными чертами. Легкая — такая модная нынче — небритость и добротная, но явно не табуированная одежда, придавала ему вид утомленного жизнью яппи... если бы не твидовая кепка на макушке. Чем-то она напоминала головной убор Шерлока Холмса и казалось, что он уже пробуравил вас своим взглядом-микроскопом и узнал о вас то, что вы и не думали никому рассказывать. Когда он повернул голову к официанту, я заметила у него на виске родинку. Маленькая, на излете левой брови, она неожиданно придала ему немного залихватский вид. И я поняла, что узнаю его даже через двадцать лет.
Это описание одного и того же человека. Первое сделала девушка, довольно известный блогер, которая никогда не занималась наблюдениями. Второе — тоже девушка, успешный копирайтер, занимающаяся сегодняшним упражнением больше пяти лет (говорит, что за это время она пропустила «прогулку с наблюдениями» только один раз, когда внезапно и бурно влюбилась).
Думаю, вы теперь поняли, что наблюдения — это не только умение увидеть какую-то деталь, но «упаковать» ее так, чтобы образ стал объемным и запоминающимся.
Писатель должен наблюдать все время. Не забывайте: «видеть» и «замечать» — разные понятия.
В чем суть упражнения?
Большинство известных писателей (и древних, и современных) делают это упражнение постоянно, всю жизнь. Ведь ничего сложного в нем нет. Они просто гуляют.
Впрочем есть и некие условия таких прогулок:
1. Гулять минимум 1 раз в неделю, каждый раз не меньше, чем 2 часа.
2. Никогда никого не брать с собой на эти прогулки— идешь только ты.
3. Выходя на прогулку, настраиваешь себя на наблюдения.
Места для прогулок могут быть самыми разными.
Когда дождь или холодно, я еду в большой строительный или мебельный магазин (Икея отлично подходит, а еще больше подходит большой строительный магазин, где всякие доски, замки, обои...), хотя и просто кафе подойдет.
Когда хорошая погода - это парк, улица, набережная, площадка перед метро или автобусная остановка.
Наблюдать можно за всем, за что зацепится взгляд:
- как падают листья,
- как встречаются влюбленные,
- как бредут уставшие люди и как - бодрые,
- как ковыляет по снегу девушка на лабутенах,
- как выглядят попы, затянутые в джинсы,
- кто покупает линолеум,
- куда и как люди выбрасывают мусор,
- куда люди кладут сдачу...
Не важно, за что зацепится ваш взгляд. Но каждый раз в голове пытайтесь зафиксировать в сознании, а затем описать сценку так, словно это эпизод в вашей книге.
Можно заметить что-то, сфокусироваться, погрузиться в мир фантазии и придумать историю:
- какая ванная будет у людей, которые выберут вот эту кафельную плитку, что может произойти с этими людьми и какое значение будет иметь цвет/фактура этой плитки;
- историю вон той дамы, которая идет в грязной куртке / шикарной шубе / рваных джинсах;
- что случится завтра с вот этими парнями, которые сейчас так весело смеются;
- чем занимается у себя дома вон тот полицейский;
- какая семья у той бабушки, что продает у метро цветы, срезанные на чьей-то даче (ее это дача, дача знакомых, родственников или просто заброшенный сад, где хозяева появляются редко и никто слова не скажет, если она срежет пяток букетов...)
Поначалу, может быть будет сложно. Но вы все равно выходите на прогулку каждую неделю. День не имеет значения — это может быть выходной, а может просто 2 часа после работы.
4. Идеально, если присев на лавочку / за столик в кафе, вы тут же набросаете несколько слов — лучше в блокноте, но можно и в блокноте смартфона.
Записывать нужно только наблюдения, факты, события. В крайнем случае — внезапно возникшие мысли.
Если придет в голову интересный сюжет истории, то его тоже можно записать, но лучше не нужно — если сюжет и вправду хорош, вы его запомните и доведете до ума позже.
Не откладывайте! Не отменяйте своих свиданий с наблюдениями! И приучите окружающих, что у вас каждую неделю есть РАБОТА - два часа гулять и наблюдать.
Во время этих прогулок вы разовьете у себя потрясающее чувство писателя — «умение замечать» — и в дальнейшем станете фиксировать интересные жесты, фразы, реакции, явления природы и погоды уже автоматически!
Успехов!
Рекомендуем также почитать:
- Раздел Учусь учиться
- Как вставить ссылку на интернет-страницу?
- Некоторые приемы комического
- Как выбирать имена персонажам
Список всех статей и других материалов ТЛТ вы найдете _здесь_.
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев