Драки

Стиль произведения

Как описывать драки?

Лолита Волкова

Это едва ли не самый частый вопрос — очень мало кому удается описать драку динамично и понятно.

Пытаясь описать только действие, автор сталкивается с проблемой повторяемости имен и декораций:

  • Сева размахнулся и ударил приятеля по лицу. Тот отшатнулся, почувствовав, что губа рассечена и на языке чувствуется кровь. Тогда Вася озверел и кинулся на Севу, который отшатнулся и налетел на стол. Но тот все наступал, а Севе отступать было некуда, потому что мешал стол. Тогда Сева нырнул под стол, а Вася устремился за ним и начал его там мутузить. Голова Севы стукнулась об ножку стола после того, как Вася попытался оторвать ему пуговицы, дергая за воротник. Со стола упала бутылка и приятели заворожено смотрели, как она катится, разбрызгивая содержимое по ковру. Потом Вася зарычал и вцепился Севе в горло, мстя за разлитую водку.

Чтобы избежать этого, авторы используют различные приемы.

Давайте покажу это на небольших кусочках, которые авторам удалось довольно удачно исправить.

Совет 1. Глагольное описание

Атмосфера, динамика и результат важнее конкретных движений: не нужно описывать конкретные действия, лучше описывать результат.

  • Было: «Мышцы моей правой руки напряглись, мозг дал команду, в результате надулись бицепсы, а кулак судорожно сжался в кулак, кисть развернулась, и вот костяшки пальцев устремились вперед, подгоняемые взбурлившей кровью. Времени для мыслей не было, рука сама делала свое дело и через несколько мгновений достигла своей цели — челюсти коварного противника, который был не готов к такому быстрому удару и, хрустнув зубами, устремился в противоположный от меня угол комнаты, которая немало пострадала от этого»
  • Стало: «Я не задумываясь нанес удар в челюсть противника, который отлетел в угол, снеся попавшийся под ноги стул».

Почему новый вариант лучше? В первом случае вы задерживаете действие, делаете его нудным и замедленным, в то время как оно происходило быстро — и важно показать эту стремительность кратким описанием.

Классика описания в виде воспоминания:

— У вас шрам на шее, мистер Иден, — заговорила девушка.— Как это случилось? Наверно, вы пережили какое-нибудь приключение.

— Один мексиканец полоснул, — ответил он, облизнул запекшиеся губы и прокашлялся. — Драка у нас была. Нож-то я у его выдернул, а он чуть не откусил мне нос.

Сказал он скупо, а перед глазами возникло красочное видение — знойная звездная ночь в Салина-Крус, белая полоса песчаного берега, огни грузовых пароходов а гавани, приглушенные расстоянием голоса пьяных матросов, толпятся портовые грузчики, разъяренное лицо мексиканца, звериный блеск глаз при свете звезд, и сталь впивается в шею, фонтан крови. Толпа, крики, два сцепившихся в схватке тела, его и мексиканца, перекатываются опять и опять, взрывают песок, а откуда-то издали томный звон гитары.

Джек Лондон «Мартин Иден»

Совет 2. Эмоция важнее действий

Эмоции героя, персонажа и читателя важны одинаково, поэтому эмоциональное описание лучше механистического.

  • Было: «Он вцепился в лацканы противника и попытался подергать его в разные стороны, в результате оба упали и покатились по тротуару»
  • Стало: «Драться не умел, но ярость ударила ему в голову и, не задумываясь, он вцепился в лацканы противника, который не ожидал такой прыти от «слабака» и упал. Они покатились по земле, сопя и повизгивая».

Классика жанра

Что же касается д’Артаньяна, то его противником оказался сам де Жюссак.

Сердце молодого гасконца билось столь сильно, что готово было разорвать ему грудь. Видит бог, не от страха — он и тени страха не испытывал, — а от возбуждения. Он дрался, как разъяренный тигр, носясь вокруг своего противника, двадцать раз меняя тактику и местоположение. Жюссак был, по тогдашнему выражению, «мастер клинка», и притом многоопытный. Тем не менее он с величайшим трудом оборонялся против своего гибкого и ловкого противника, который, ежеминутно пренебрегая общепринятыми правилами, нападал одновременно со всех сторон, в то же время парируя удары, как человек, тщательно оберегающий свою кожу.

Эта борьба в конце концов вывела де Жюссака из терпения. Разъяренный тем, что ему не удается справиться с противником, которого он счел юнцом, он разгорячился и начал делать ошибку за ошибкой. Д'Артаньян, не имевший большого опыта, но зато помнивший теорию, удвоил быстроту движений. Жюссак, решив покончить с ним, сделал резкий выпад, стремясь нанести противнику страшный удар. Но д'Артаньян ловко отпарировал, и, в то время как Жюссак выпрямлялся, гасконец, словно змея, ускользнул из-под его руки и насквозь пронзил его своей шпагой. Жюссак рухнул как подкошенный.

Александр Дюма «Три мушкетера»

 

Совет 3. Правильность точки обзора

Описывать драку можно с разных позиций. В зависимости от выбранного ракурса, описание будет совершенно разным:

Авторское описание — возможность обильных описаний, сравнений, оценок:

  • Было: «И вот они двое столкнулись, размахивая кулаками, но не причиняя друг другу особого вреда, пока, наконец, его противник не упал и не запросил пощады».
  • Стало: «Силы и опыт были равными: ни тот, ни другой драться толком не умели, но оба кинулись друг на друга как разъяренные псы. В воздухе замелькали судорожно бьющие куда-то кулаки, но особого проку от этих ударов не было, пока в дело не вступил кирпич, который попал под ноги Противнику. Он споткнулся и упал на спину. Герой, не ожидавший такой быстрой капитуляции, радостно вскрикнул и победно уселся тому на живот».

Описание от лица Героя  (от имени героя или от автора, т.е. «я» или «он») — описывается только то, что видит и чувствует Герой — никаких мыслей и чувств противника:

  • Было: «Я увидел летящий в лицо кулак, но отклонился и кулак просвистел мимо. Бугай подумал, что я сейчас кинусь на него, весь его опыт говорил о том, что драка должна продолжаться без остановки. Я видел перед собой опытного бойца, который знал, что я у него в руках. Но у меня планы были другие, поэтому я перекатился, подхватил корягу и ударил по вновь поднимающейся руке, которая тут же обвисла. Нет, он явно не ожидал от меня такого коварства и теперь раздумывал, как бы похитрее напасть на меня: кинуться головой в живот или ударить другой рукой. Но пока он раздумывал, мне удалось скрутить противника, который понял, что ему со мной не справиться»
  • Стало:  «Небольшой боксерский опыт, которого я прежде стыдился, помог мне не только увидеть летящий в лицо кулак, но и уклониться от удара. Бугай покачнулся, потеряв равновесие, а я прыгнул вбок, перекатился, достав до валявшейся коряги, а затем поднялся на ноги и с коротким замахом ударил по вновь устремившемуся ко мне противнику. По щенячьи скуля, он прижал к животу поврежденный корягой кулак, а мне осталось лишь поймать и вывернуть за спину его вторую руку. Тонко взвизгнув, бугай плюхнулся носом в пыль, а я, придавив коленом спину поверженного бугая, быстро связал ему ноги»

Например:

Вожак стаи размахнулся и ударил нахалку по лицу. Вернее, он хотел её ударить, но девчонка куда то испарилась, и кулак с размаху врезался в очень твёрдую стену.

— А а! — истошно заорал парень, тряся разбитой в кровь рукой.

— Ребята, — укоризненно сказала девчонка, — сохраняйте спокойствие, и никто не пострадает.

— Бейте эту мерзавку! — крикнул вожак, и вся банда набросилась на неё.

Возле стены мгновенно образовалось месиво из падающих тел, взлетающих кулаков и ныряющих вниз голов. Переулок огласили крики, звуки резких ударов и стоны. Предводитель, отскочив в сторону и придерживая повреждённую руку, жадно пытался рассмотреть детали наказания этой соплячки, но драка завязалась столь стремительная и объёмная, что он ничего не мог понять. Видно было только, что схватка разгорелась не на шутку: Оборотень выпал из кучи с разбитым носом, Койот уже лежал на асфальте, не шевелясь, а лучший боец стаи — Бульдог — заполз на четвереньках на газон и, кажется, стал есть траву. Прошло с полминуты, но исход битвы оставался непонятным.

— Да с кем вы дерётесь? — завопил изумлённый Большой Волк.

Из середины кучи тел раздался неприятный хруст и отчаянный вопль.

— Загадка! Но, кажется, их захватил сам процесс… э э… жертвоприношения, — иронично хмыкнул кто то.

Предводитель резко повернулся и увидел странную девчонку — целую и невредимую, да ещё и издевающуюся! Он заревел и бросился на неё как разъярённый бык. Но выбранная им траектория загадочно искривилась, он налетел на кучу тел своих волков, споткнулся и воткнулся головой в стенку.

Ник. Горькавый «Астровитянка»

 

Совет 4. Добавьте реплик

В описания драк очень полезно вставлять различные реплики участников, особенно если в драке участвует больше двух человек:

— Ай-я-яй! — откатился от драки Валик, держась за ушибленную руку.

— А вот тебе! — разозленный Николай пнул Петю в колено.

— Вы чё, свихнулись все? — пробурчал Миша, на четвереньках выбираясь из кучи-малы.

Это позволяет разрядить длинные описания и придать динамику и эмоциональность сценкам.

Обратите внимание: во время драки (и вообще быстрой смены событий) все герои и персонажи переходят на квестимный стиль (даже если они завзятые деклатимы). Никто не будет произносить в такие моменты долгих речей (хотя автор вполне может разбавить это деклатимным описанием).

Пример:

Софья вскочила и бросилась на Алексея. Он сидел на корточках и от внезапного удара упал навзничь, ударившись головой об острый пенек. Котелок перевернулся, каша вылилась на горячие угли.

- У-у, блаженная! - взвыл Алеша от боли. - Кашу загубила!

В грудь его, как в барабан, стучали Софьины кулаки. Правый кулак он схватил быстро, а левый не давался, увертывался, коса била по лицу, как плетка. Наконец он поймал и левый кулак, повалил девушку на землю и придавил своим телом. Она попыталась ужом вылезти из-под Алексея, но тот держал ее крепко. Потеряв надежду освободиться, она напряглась из последних сил и укусила Алешу за руку. Зубы только царапнули запястье, а вся сила челюстей досталась рукаву.

- Ты еще кусаться! - Алексей тряхнул ее со злостью. Хорошо хоть руку не прокусила. Врезать бы ей по уху. Маленькая ведьма!

Софья брезгливо выплюнула лоскут и опять отрешенно уставилась в небо.

Нина Соротокина «Гардемарины, вперед!»

 

Вообще, описывая драки, постарайтесь избегать конкретных жестов. То, что хорошо в кинофильме, плохо читается в книге. Лучший вариант — "эмоции + глаголы", которые можно разбавлять описаниями и репликами участников потасовки.

 


Рекомендуем также почитать:

Автор статьи: © Лолита Волкова
0 5004

0 Комментариев

Добавить комментарий