Что такое матрица
и как ее использовать автору
Лолита Волкова
Квадратные матрицы мы все помним из школы. Но в гуманитарных науках матрицы тоже применяются, только совсем другие.
Простейший вид матрицы определяется двумя парами показателей.
Например, у нас есть две дихотомии (пары показателей с противоположным значением):
низкий<———>высокий
худой<———>толстый
В результате, описывая человека, можем сказать, что он может быть:
- низким и худым,
- низким и толстым,
- высоким и худым,
- высоким и толстым.
Но можно показать это и с помощью матрицы:
То есть на матрице показаны все возможные варианты этой пары дихотомий.
Стрелки указывают на крайние точки распределения худой-толстый и высокий-низкий.
Пример: Окно Джо-Гарри
Однако чаще в квадрантах матрицы пишут не то, что в нее включается, а то, что относится к этому квадранту. Например, психологи любят матрицу, которая называется «окно Джо-Гарри»:
Эта матрица оформлена немного иначе, но строится на тех же принципах. Она показывает, что:
- в тех аспектах, которые и я, и другие знают обо мне (то есть то, в чем я открываюсь людям), люди готовы к общению (называется открытой областью) — чем больше эта зона, тем лучше вас понимают люди — в литературе эта область используется при описании знакомств: чем дольше люди общаются, тем они больше узнают друг о друге, но если один хочет поделиться, а другой не хочет слушать, возникает конфликт;
- если же другие знают обо мне что-то, чего я не знаю о себе (например, как я выгляжу, когда пишу смску), то здесь общение кривобоко — я могу не понимать намеков, это слепая область — в литературе эта область лучше всего обыгрывается в комедийных ситуациях;
- скрытая область возникает там, где я не сообщаю о себе некую информацию — большинство детективов используют этот квадрант — свидетели вечно что-то недоговаривают;
- а если ни я о себе, ни другие обо мне ничего не знают (неизвестная область), то и общаться смысла нет, но беда в том, что мы и сами о себе мало что знаем, так что в этой зоне обычно располагаются все системы самосовершенствования и самоанализа, здесь мы можем находить в себе таланты и способности, о которых прежде не думали.
Матрица «Путь главного героя»
Применительно к развитию сюжета мы рассматривали еще одну матрицу "Путь главного героя". В ней было 4 попарно объединенных дихотомии:
Риск<—>Стабильность и Мастерство<—>Контроль
Независимость<—>Принадлежность и Самоорганизация<—>Обладание
Матрицы, герои и персонажи
Когда мы говорим о матрицах, важно понимать, что большинство людей (и, соответственно второстепенных персонажей) являются нормальными людьми. То есть у них средний рост, средние способности и средняя судьба. Так уж устроено нормальное распределение.
Чтобы выделить какого-то персонажа из общей массы, автор наделяет его какой-нибудь одной заметной чертой (то есть лежащей на одном из концов дихотомии) — очень большой или маленький нос, очень громкий или тихий голос, очень общительный или нелюдимый характер, ярко выраженная квестимность или деклатимность...
Приближенные к Главному Герою персонажи (Атос, Портос, Арамис) расписываются более подробно — в них дихотомических черт может быть несколько, либо очень ярко превалируют какие-нибудь две-три.
А вот Главный Герой может иметь (хотя и не обязательно) целый набор дихотомических (и обязательно архетипических) характеристик, которые и выделяют его из общей массы персонажей, позволяя "вляпаться" в приключение и с честью выйти из него. Важно! У Главного Героя (как и у Антигероя) не могут быть только положительные или только отрицательные черты — обязательно должны быть и те, и другие! А в каких-то характеристиках они должны быть средними, обычными людьми.
Герой и Антигерой не могут быть ни абсолютными ангелами, ни абсолютными демонами — иначе читатель не сможет в них поверить.
Вспыльчивый, распутный и недалекий, но храбрый и верный Д'Артаньян благодаря помощи своих друзей успешно противостоит коварному, несчастному в любви, но очень умному и наделенному большой властью кардиналу Ришелье.
Рекомендуем также почитать:
- Квестимы и деклатимы
- Нормальное распределение и конфликты в литературе
- Архетипы: путь Главного Героя
- Типы и количество персонажей
Понравилось? Поделись с друзьями!
0 Комментариев